Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637474)
Контекстум
Электро-2024

Кризис декадентства

0   0
Первый авторЧулков Георгий Иванович
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID3770
Кому рекомендованоГоды странствий
Чулков, Г.И. Кризис декадентства : Очерк / Г.И. Чулков .— : [Б.и.], 1930 .— 8 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/3770 (дата обращения: 05.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теперь, когда я пишу эти строки, мне кажется чем-то бесконечно далеким та идейная и литературная борьба, которая так страстно велась на страницах московских и петербургских журналов, посвященных новой поэзии и новой поэтике. <...> Был в Москве еще один, необычайно пышный и по внешности богатый журнал — «Золотое руно». <...> Московские стихотворцы, работавшие в этом журнале, в конце концов перессорились, и группа сотрудников во главе с В.Я. Брюсовым вышла из редакции. <...> Я знал Генриха Эдмундовича еще с отроческих лет. <...> Тастевен, так же как и я, не остался равнодушен к Элладе. <...> Будучи еще мальчиком, Тастевен обращал на себя внимание своей задумчивостью и рассеянностью. <...> В университетские годы мы не встречались, но когда меня арестовали и отправили в Сибирь, милый Генрих Эдмундович навещал моего больного, прикованного к постели ища, утешая его своими беседами. <...> Это было как раз то время, когда начался раскол среди наших декадентов, это было время, когда преодоление индивидуализма стало действенным лозунгом. <...> У меня сохранилось около семидесяти писем Генриха Эдмундовича. <...> Он признавался мне, что его «внутренний опыт» отстает от его «идей». <...> Впоследствии Тастевен был инициатором общества «Les Grandes Conferenses», членами коего состояли Верхарн4, Поль Фор5, Мерсеро6 и мн. др. <...> Но как ни значительна культурная деятельность Тастевена, как ни интересны его мысли и суждения в таких его статьях, как «Ницше и современный кризис», «Импрессионизм и новые искания», «По звездам», «Возрождение стиля»7 и др., — все это невольно забываешь, когда думаешь о нем. <...> Некоторые мои статьи вызывали чрезвычайный гнев московских декадентов — особливо напечатанная в «Золотом руне» моя статья «Разоблаченная магия»8. <...> Явилась потребность подвести итоги всем этим исканиям и достижениям на путях эстетики и поэтики. <...> Я жил в Петербурге тогда, когда «Мир искусства»15 заканчивал уже свое существование. <...> О людях «Мира <...>
Кризис_декадентства.pdf
Георгий Чулков ГОДЫ СТРАНСТВИЙ Кризис декадентства Оригинал находится здесь: Серебряного века силуэт... Теперь, когда я пишу эти строки, мне кажется чем-то бесконечно далеким та идейная и литературная борьба, которая так страстно велась на страницах московских и петербургских журналов, посвященных новой поэзии и новой поэтике. Мое положение в этой борьбе было нелегкое. Я стал ревнителем символизма с первых дней моей литературной деятельности, но вместе с тем я почти в те же дни осознал изначальную ложь индивидуализма. Отсюда та напряженная борьба моя с декадентством, какую я вел иногда неумело, но всегда настойчиво и решительно, вызывая досаду и гнев своих товарищей, упрямо державшихся всевозможных бодлерианских, ницшеанских и даже штирнерианских теорий1. В этой борьбе с декадентством у меня оказался могущественный союзник—Вячеслав Иванов. Но он был осторожнее меня. К тому же он был забронирован сложностью своего загадочного поэтического стиля и своею исключительною эрудицией. Я был откровеннее, решительнее и беспечнее, чем он.Шел в бой с одним мечом, без щита. А между тем, в 1907 году литературные отношения сложились для меня очень неблагоприятно. «Факелы» как сборники, выходившие не периодически, не могли с успехом отражать полемические стрелы, направленные против смельчаков, решившихся усомниться в правде декадентского индивидуализма, тогда как у моих врагов была хорошо защищенная цитадель —«Весы». Правда, в Москве издавался еще один журнал, посвященный новой поэзии,— «Перевал»2, который предоставил мне свои страницы для литературных выступлений, но я не очень охотно пользовался этой возможностью, ибо не чувствовал себя дома в этом не совсем удачливом литературном начинании. Был в Москве еще один, необычайно пышный и по внешности богатый журнал—«Золотое руно». Московские стихотворцы, работавшие в этом журнале, в конце концов перессорились, и группа сотрудников во главе с В.Я. Брюсовым вышла из редакции. Оставшуюся в журнале группу возглавлял Г.Э. Тастевен3. Пользуюсь случаем, чтобы помянуть этого прекрасного человека. Он умер в 1915 году. Я знал Генриха Эдмундовича еще с отроческих лет. Мы учились с ним в шестой классической гимназии. Он был на один класс моложе меня. Нередко мы с ним вместе возвращались домой после уроков. Я как сейчас вижу его маленькую фигурку в гимназической шинели с огромным ранцем на спине, набитым всевозможными книжками. Во время этих невольных прогулок мы как-то разговорились, и оказалось, что у нас есть общие вкусы и пристрастия. Мы тогда читали в гимназии по-гречески Платона и трагиков. Тастевен, так же как и я, не остался равнодушен к Элладе. Будучи еще мальчиком, Тастевен обращал на себя внимание своей задумчивостью и рассеянностью. Эти черты остались в его характере до конца дней. Ему была присуща еще одна особенность—это какая-то необычная для эпохи старомодная вежливость. С дамами он разговаривал, как маркиз. В университетские годы мы не встречались, но когда меня арестовали и отправили в Сибирь,
Стр.1