Указанное требование выполняется при использовании упругих и податливых подшипников. <...> В настоящее время возрос интерес к применению в узлах трения машин и механизмов упругодеформируемых подшипников, поскольку они обеспечивают большую устойчивость в работе, чем соответствующие жёсткие подшипники. <...> Анализ существующих работ, посвящённых расчёту упругодеформируемых подшипников показывает, что в существующих расчётных моделях упорных подшипников не учитываются особенности взаимодействия смазочной жидкости с твёрдой опорной поверхностью как ползуна, так и направляющей. <...> Профиль опорной поверхности упорного подшипника считается традиционным (линейным) и не обеспечивает его повышённую несущую способность. <...> В известных работах [6‒10], посвящённых стратифицированному течению ньютоновской смазки в зазоре упорного подшипника, его опорная поверхность считается абсолютно жёсткой. <...> Таким образом, задача связанная с разработкой расчётной модели упругодеформируемых упорных подшипников, работающих на трёхслойной смазке, обладающих повышенной несущей способностью остаётся нерешённой. <...> Рассматривается установившееся стратифицированное течение трёхслойной вязкой несжимаемой жидкости в зазоре упорного подшипника скольжения с адаптированным * Работа выполнена в рамках программы НИР. <...> Предполагается, что ползун неподвижен, а шип движется в сторону сужения зазора с заданной скоростью 1 y' 5 6 7 u* В декартовой системе координат 0 Здесь α 0, 1 0, контура; и ω соответственно амплитуда и частота контурных возмущений, характеризующих степень отклонения контура ползуна от прямолинейного, λ φ , ), подлежащая определению. <...> Предполагается, что tgα и — ограниченная функция (при одного порядка малости, ω ω в дальнейшем определяется из условия максимума несущей способности подшипника, — длина ползуна. <...> 3, 4, 5, 6) можно привести после определения оптимального значения <...>