Kolesnikov1 1 Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, Russian Federation Расчет температурного поля для трибосистемы колесо - тормозная композиционная колодка подвижного состава показал, что максимальное значение температуры в колесе находится не на поверхности, а на расстоянии 200-1000 мкм от поверхности трения. <...> При трении в результате термомеханической деструкции полимерной колодки выделяется водород, который адсорбируется и поглощается контактирующей поверхностью колеса. <...> При этом максимум концентрации водорода совпадает с максимум температуры. <...> Представлены результаты по исследованию сегрегационных явлений легирующих и примесных элементов на границах зерен железа. <...> Показано, что основой кинетического условия самоорганизации на антифрикционном трибоконтакте является согласованность скоростей образования пленки переноса и ее разрушение. <...> Энергия связи атомов различных элементов с поверхностью зерен находится в периодической зависимости от атомного номера элементов. <...> Этот факт может служить теоретической базой для прогнозирования прочностных свойств стали с различным составом легирующих и примесных элементов. <...> Выяснение особенностей поведения поверхностных слоев, как металлического, так и металлополимерного трибоконтакта — одна из центральных задач в триботехнике. <...> Поэтому для процессов, происходящих в местах контактирования металлополимерных сопряжений необходимо разработать не только методы диагностики, но и более полные теоретические модели, специфическое назначение которых, с одной стороны — учитывать изменения, происходящие в объеме и в пограничном слое, а с другой — приводить к простым инженерным расчетам. <...> Поэтому на первом этапе наших исследований была разработана методика расчета температурного поля — температуры и температурного градиента в поверхностных слоях фрикционного сопряжения. <...> DOI 10.12737/16053 Теплофизические, диффузионные и сегрегационные процессы в зоне фрикционного контакта <...>