Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Грани  / № 46 1960

Художник (90,00 руб.)

0   0
Первый авторБерлогин
Страниц11
ID375820
АннотацияСтатья посвящена искусству бытия. Логика первозданной природы, логика жизни, логика сознания, логика знания, логика ценностей.
Берлогин, М. Художник / М. Берлогин // Грани .— 1960 .— № 46 .— С. 193-203 .— URL: https://rucont.ru/efd/375820 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Логике первозданной природы: от хаоса к космосу, до первых рудиментов сознательной жизни. <...> И в нем же начинается логика лсизни — от первых намеков на сознанье у обитателей моря до человека. <...> — Третья логика, —сказал профессор, — это логика сознания: от Качала преодоления человеком животности до адекватной бытию идеи. <...> . . Последняя есть логика ценности; тоже от начала сознательной жизни, т. е. от №2 до ее конца, усматриваемого как один из аспектов страдания сознания — религия — или до бесконечного утверждения жизни. <...> Но Гегель, сказав сперва, что все началось со смутного недовольства собою, тотчас же забывает об этом и пишет всю свою диалектику природы как раскрытие сознания из бессознания: «Эта темная сила выразила вот такое понятие» и т. д. <...> Как у его политических ггаследователей: «дух расы», «дух класса» •— то это бессознательное, смутное тяготение, с чем еще можно согласиться, то сознательная оценка и план действий. <...> Когда, дорогой художник, вас учили в ваших вузах о логике здравого смысла и о том, что сознание самотеком вышло из бытия, заметили ли вы хотя бы ту передержку, что нельзя говорить о «раньше и позже» явлений, которые, по тому же Гегелю, имеют место вне времени, по ту сторону времени, так оказать «до» появления времени, т. е. сейчас, в вечном мгновении настоящего? <...> Но сейчас я вас слушаю в состоянии «вечного мгновенья» и очень прошу продолжать. <...> То, что лес, гора, река и солнце пребывают в состоянии заколдованного 'сна, и что это состояние временное, как сон Спящей красавицы, об этом знают и художники и все человечество. <...> А личность художника начинается с пробуждения от сна, сперва к эстетической, потом к этической реальности и, наконец, в редких пока случаях, к религиозной. <...> Затем смутное начало пробуждения, смутное .сознание своего я и, сразу, смутное недовольство собой. <...> Затем смутное сознание противоречия между сознаньем самого себя и отсутствием в этом сознаньи самого себя какого бы то ни было <...>