Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, 2017, № 72, вып. 3
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
Н. Пелцова
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
(Чехия)
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 4 раза в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ,
2017
Все права защищены
К. К. Бегалинова
Е. В. Брызгалина
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров
С. В. Иванова
А. А. Корольков
Б. О. Майер
C. Мендонса
В. И. Панарин
Н. Пелцова
И. А. Пфаненштиль
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
И. Сабо
О. Н. Смолин
В. С. Стёпин
Я. С. Турбовской
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
В. В. Целищев
А. Н. Чумаков
доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
доктор физико-математических наук,
чл.-корр. РАО (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор, чл.-корр. РАО (Москва,
Россия)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург, Россия)
доктор философских наук (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по философии, профессор (Бразилия)
доктор философских наук (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по педагогике, профессор (США)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Москва, Россия)
академик РАН (Москва, Россия)
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва, Россия)
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Касаткин П. И. (Москва). Современное образовательное пространство:
особенности и перспективы................................................................................................ 3
Полянкина С. Ю. (Новосибирск). Проблемное поле социальных интеграции
и дифференциации в системе отечественного образования.......................... 17
Яковлева И. В. (Новосибирск). Эпистемологический анализ
образовательных парадигм и поиск путей выстраивания нового
образовательного вектора (социокультурный подход) ................................... 38
Наливайко Н. В. (Новосибирск), Ушаков П. В. (Иркутск), Ушакова Е. В. (Барнаул).
Антропологический поворот в социокультурном знании
и философии образования ................................................................................................ 28
РАЗДЕЛ II
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Крутько Е. А., Безматерных Н. А. (Новосибирск), Ремизова В. Г. (Пермь).
Использование современных технологий как способ преодоления
личностных форм отчуждения при изучении иностранных языков ......... 63
Лейбова Е. К. (Новосибирск). Цифровой контент в образовании:
из опыта апробации учебных курсов в педагогическом вузе ........................ 51
Проскура Я. В., Терехова Е. А. (Новосибирск). Метод кейс-стади
как инструмент формирования межкультурной
коммуникативной компетенции ................................................................................... 69
Стр.1
Чекунова М. А. (Москва). К вопросу о медиатизации политикоадминистративной
интернет-коммуникации ........................................................ 77
РАЗДЕЛ III
ЗНАКОМИМ С ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Халекха Али, Моради Массод, Баболан Аадель Захед, Рахмати Закие (Ардебиль,
Иран). Оценка влияния философских историй на дух постановки
вопросов у мальчиков − учеников пятого класса .................................................. 86
РАЗДЕЛ IV
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Селезнев К. В., Иванова И. Ю., Касьяненко В. И., Симоненко В. Г. (Владивосток).
Особенности проведения занятий физической культурой с глухими
и слабослышащими детьми .............................................................................................. 95
РАЗДЕЛ V
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ
МОЛОДЕЖИ. ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Панасенко Ю. А. (Челябинск). Система ценностей – ядро культуры
воинской службы ................................................................................................................. 125
Ушаков П. В. (Иркутск). Комплексная гносеология и методология
познания и преобразования человека в философии и образовании ....... 114
РАЗДЕЛ VI
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Беляев А. В. (Новосибирск). Пути формирования целостного восприятия
цвета в живописи у учащихся детской художественной школы ................ 130
РАЗДЕЛ VII
ИНФОРМАЦИЯ
Яковлева И. В., Наливайко Н. В., Косенко Т. С., Лигостаев А. Г. (Новосибирск).
Стенограмма вебинара «Школа и вуз в условиях Великой Отечественной
войны (уроки для современного образования)» ................................................ 151
Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. (Новосибирск).
Стенограмма вебинара «Гармонизация отношений между школой
и вузом как фундаментальная основа формирующей целостности
системы отечественного образования» .................................................................. 144
Правила оформления статей для авторов и заявление об этике публикаций
и недобросовестной практике ...................................................................................... 160
Редакция журнала «Философия образования» признает требования
соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии
злоупотреблений служебным положением.
Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. (Новосибирск).
Стенограмма вебинара «Экологизация образования: формирующие цели
и пути их достижения» ..................................................................................................... 138
Ушаков Д. В. (Новосибирск). Многонациональные школы
и образование детей мигрантов в современных условиях
(на примере г. Новосибирска) ....................................................................................... 103
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации
основных научных
результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новосибирское
философское
общество»
Редакторы
Е. А. Бутина,
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Е А. Бутина
Набор
Т. С. Косенко,
Е. С. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Подписано в печать
25.06.2017
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. л. 13,5.
Уч.-изд. л. 10,8.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 157.
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
2
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION, 2017, no. 72, issue 3
All-Russian scientific journal
Editorial Board:
N. V. Nalivayko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director
of the Research Institute
of Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
N. Pelcova
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences, Professor
(Czech Republic)
T. S. Kosenko
Scientific Secretary
of the journal,
Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy
of Education Institute
of Philosophy and Law
of the Siberian Branch
of the Russian Academy
of Sciences
The journal is based
in 2001 Leaves 4 yearly
The journal is registered
by Federal service
on supervision
in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research Institute
of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2017
All rights reserved
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. N. Chumakov
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Hogenova
S. V. Ivanova
A. A. Korol’kov
B. O. Mayer
S. Mendonça
V. I. Panarin
N. Pelcova
I. A. Pfanenshtil
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
I. Sabau
O. N. Smolin
V. S. Stepin
V. V. Tselishchev
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Zh. Zhafyarov
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan, Almaty)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Saint-Petersburg, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic, Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Saint-Petersburg, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Brazil)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic, Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia)
Doctor of Economics Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (USA)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia)
Academician of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academicianof the
Academy of Pedagogical and Social Sciences (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia)
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education
(Novosibirsk, Russia)
CONTENT
Part I. SOCIAL ASPECTS OF THE PROBLEMS OF MODERN EDUCATION
Kasatkin P. I. (Moscow). Modern educational space: peculiarities and prospects ... 4
Polyankina S. Yu. (Novosibirsk). The problem field of social integration
and differentiation in the system of domestic education .......................................... 18
Nalivayko N. V. (Novosibirsk), Ushakov P. V. (Irkutsk), Ushakova E. V. (Barnaul).
Anthropological turn in socio-cultural knowledge
and philosophy of education ................................................................................................ 29
Yakovleva I. V. (Novosibirsk). Epistemological analysis of the educational
paradigms and the ways to provide new educational vector
(a socio-cultural approach)................................................................................................... 39
Part II. INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Krutko E. A., Bezmaternykh N. A. (Novosibirsk), Remizova V. G. (Perm). Use
of modern technologies as a method of overcoming the personal forms
of alienation at the study of foreign languages ............................................................. 64
Leybova Е. К. (Novosibirsk). Digital content in education: from the experience
of testing teaching courses at the pedagogical university ........................................ 51
Proskura Ya. V., Terekhova E. A. (Novosibirsk). The case-study method
as a tool for forming the inter-cultural communicative competence ................... 69
Стр.3
Chekunova M. A. (Moscow). To the question of mediatization
of the political-administrative internet-communication ........................................... 77
PART III. GETTING TO KNOW THE FOREIGN OF EDUCATION
Khaleqhkhah Ali, Moradi Massod, Babolan Aadel Zahed, Rahmati Zakieh (Ardebil,
Iran). Evaluate the effect of philosophical stories on the questioning spirit
of fifth grade elementary male students........................................................................... 87
Part IV. PHILOSOPHICAL ASPECTS OF THE TRAINING PROBLEMS.
INCLUSIVE EDUCATION
Seleznyov K. V., Ivanova I. Yu., Kasyanenko V. I., Simonenko V. G. (Vladivostok).
Features of condcuting classes in physical education with deaf
and hearing-impaired children ............................................................................................ 96
Part V. TOPICAL PROBLEMS IN EDUCATION AND UPBRINGING
OF THE YOUTH. MILITARY EDUCATION
Ushakov D. V. (Novosibirsk). Multinational schools and the education
of children migrants in modern conditions
(on the example of Novosibirsk) ...................................................................................... 104
Ushakov P. V. (Irkutsk). Integrated gnoseology and methodology
of human cognition and transformation in philosophy and education ............. 114
Panasenko Y. A. (Chelyabinsk). A value system is the core of the culture
of military service ................................................................................................................... 125
Part VI. ART EDUCATION
Belyaev А. V. (Novosibirsk). Ways of formation of complete perception
of colour in painting of pupils of the children’s art school ..................................... 130
Part VII. INFORMATION
Kosenko T. S., Ligostaeyev A. G., Nalivaiko N. V., Yakovleva I. V. (Novosibirsk).
Transcript of the webinar «Ecologization of education: forming
objectivesand the ways of their achievements» ......................................................... 138
PHILOSOPHY
OF EDUCATION,
2017, no. 72, issue 3
The journal is included
in the list of the
leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission
for Academic
Degrees and Titles
(VAK) for publication
of basic scientific
results
of the Candidate
of Science and
Doctor of Science
dissertations.
The journal is
included
in the Russian
scientific citation
index.
Editors
E. A. Butina,
V. I. Smirnova
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
Kosenko T. S., Ligostaeyev A. G., Nalivaiko N. V., Yakovleva I. V. (Novosibirsk).
Transcript of the webinar «Harmonization of the relations between schools
and higher education institutions as a fundamental basis of the forming
integrity of the system of domestic education» .......................................................... 144
Yakovleva I. V., Nalivaiko N. V., Kosenko T. S., Ligostaeyev A. G. (Novosibirsk).
Transcript of the webinar «Schools and higher education institutions
in the conditions of the Great Patriotic war (lessons for modern education) 151
Formatting rules for authors and publication ethics
and malpractice statement ................................................................................................. 163
make-up operator
E A. Butina
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Signed for printing
25.06.2017
Format 70x100/16.
Offset printing.
Offset paper.
Printer’s sheets: 13,5.
Publisher’s
sheets: 10,8.
Circulation
1000 issues.
Order № 157.
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Стр.4