Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Философские науки  / №7 2015

ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР И МАРТИН ХАЙДЕГГЕР (300,00 руб.)

0   0
Первый авторВИЗГИН
Страниц15
ID373225
АннотацияВ статье анализируется баланс схождений и различий во взглядах О. Шпенглера и М. Хайдеггера. Романтизм, философия жизни и «консервативная революция», т.е. то, что соединяет этих философов, – слишком расплывчатые понятия, и они по-разному преломлялись в творчестве Шпенглера и Хайдеггера. Автор показывает, что главным фактором сближения между ними выступает духовная и интеллектуальная ситуация эпохи Первой мировой войны и послевоенной Германии, которую они стремились осмыслить как можно более революционным образом, решительно порывая с довоенной философией. Соперничество по критерию радикальности такого ответа на мировую катастрофу направляло критику Хайдеггером Шпенглера. Догматическому биологизму философии истории Шпенглера Хайдеггер противопоставляет феноменолого-экзистенциалистскую концепцию историчности. При этом автор подчеркивает, что исследовательские поля этих мыслителей существенно различались. Если мысль Шпенглера «зацикливается» на уподоблении исторических культур, фатально превращающихся в цивилизации, биологическим организмам, то Хайдеггер погружается в языковые катакомбы современной культуры, где он надеется обрести источник нескончаемой жизни в новом мышлении, приближенном к поэзии и возвращенном тем самым к его досократическим истокам.
ВИЗГИН, В.П. ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР И МАРТИН ХАЙДЕГГЕР / В.П. ВИЗГИН // Философские науки .— 2015 .— №7 .— С. 69-83 .— URL: https://rucont.ru/efd/373225 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Шпенглер О. <...> Освальд Шпенглер и его реквием по Западу. <...> Манн был увлечен «Закатом» и объяснял себе современный мир формулами Шпенглера: «Англо-саксонское мировое господство» представляется ему «завершенной цивилизацией», «уделом всякой стареющей культуры» (Манн Т. <...> Освальд Шпенглер и его реквием по Западу. <...> Его духовной аурой пропитан и радикальный пессимизм шпенглеровского «Заката» и философская мысль Хайдеггера с ее внутренним сродством с поэзией Рильке. <...> Поэтому неудивительно, что некоторые историки говорят о воздействии Шпенглера на автора «Бытия и времени» («there can be little doubt that Heidegger was influenced by the Spenglerian scenario of the fatal decline of the West». <...> Oswald Spengler: Konservativer Denker zwischen Kaiserreich und Diktatur. <...> 18 15 Последняя книга Шпенглера, процитированная выше, вышла в свет в 1933 г. 16 19 Как о «первом звоночке» приближающейся мировой катастрофы писал об этом инциденте Габриэль Марсель: «Тревожный сигнал Агадира» (см. <...> 18 декабря 1950 г. Хайдеггер пишет Ханне Арендт: «С годами я учусь понимать Гёте… Его борьба против Ньютона за феномен на этом исторически заданном базисе разведения “эстетического” и “ноэтического”, тем не менее, ведется в направлении, чтобы спасти землю для мира вопреки голому рассудку» (Арендт Х., Хайдеггер М. <...> Но мысль Гёте явно привлекает позднего Хайдеггера, ставящего в центр своего мышления досократиков и идею истины как несокрытости. <...> Формально под утверждением значимости Гёте для «спасения земли от голого расчета» подписался бы, безусловно, и Шпенглер. <...> Но весь контекст этого высказывания Хайдеггера ему совершенно чужд, потому что мысль творца «Заката Европы» работала совсем не в том режиме, что у автора «Бытия и времени». <...> Мышление Хайдеггера – предельно напряженное теоретическое философствование, стремящееся к новой глубокой онтологии, нацеленной на преобразование самого «житья человека» на земле. <...> Биологически ориентированная морфология истории и интуитивистская манера <...>