Русское интеллектуальное наследие Е.О. РОЗОВА Владимир Николаевич Ильин (18901 ФН – 2/2016 В.Н. ИЛЬИН О СМЫСЛЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ –1974) – философ и литературный критик, преподаватель Свято-Сергиевского православного богословского института – в своих трудах развивал традиционную для русского зарубежья идею религиозного оправдания культуры. <...> Сам мыслитель указывал на то, что главной своей задачей в этом русле он считал синтез софиологии С.Н. Булгакова, защитником которой он являлся, и философии свободы Н.А. Бердяева. <...> Во-первых, из опубликованных текстов трудно назвать конкретную работу Ильина, непосредственно посвященную философии культуры (разве что следует упомянуть «Религию революции и гибель культуры», но и эту работу можно назвать культурфилософской только с некоторыми оговорками). <...> Однако в обширном публицистическом наследии мыслителя, на которое мы в данном случае опираемся, найдется множество статей, затрагивающих культурфилософскую проблематику. <...> Важный момент также заключается в том, что Ильин редко прибегал непосредственно к теоретическим построениям касательно сущности 131 Русское интеллектуальное наследие культуры и культурного творчества, в основном его идеи удается реконструировать на основании материала, посвященного конкретным явлениям культуры. <...> Обосновывая такую ситуацию, Ильин писал, что он не склонен был к абстрактному философствованию в этой области: «…философия культуры и истории с трудом переносит отвлеченные умствования, хотя бы самые оригинальные и острые. <...> Здоровый инстинкт полноты бытия вызывает жгучую потребность в конкретностях, и лишь воплощенные идеи владеют сердцами и умами в полной мере»4 Стоит отметить и стилевые особенности текстов Ильина. <...> Характерной особенностью культурфилософской мысли Ильина также следует назвать то, что свою концепцию религиозного оправдания культуры мыслитель выстраивал главным образом через оппозицию к революционным и материалистическим <...>