Философские науки – 2/2016 Приглашение к размышлению НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ РУССКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ СМЫСЛЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КЛАССИКИ С.А. <...> Философские интерпретации отечественной литературы XIX–XX вв.» продолжает исследование автора об особенностях и векторах развития русского мировоззрения на материале отечественной классической литературы1 . <...> Цель работы, как ее определяет автор, показать, что значительная часть проблематики русского мировоззрения имеет исторические корни в отечественной философской мысли и классической литературе, обращенной к предельным основам человеческого бытия. <...> Исходя из признания, что «в русской литературной традиции эмоциональное и рациональное начала всегда являли собой органическое единство, в равной мере считались ценными»2 , Никольский соединил философский и литературоведческий анализы, сделав предметом рассмотрения процесс становления и развития русского самосознания. <...> В выборе такого методологического подхода к проблеме Никольский опирался на суждения Вл. <...> Соловьева, В.В. Зеньковского, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, считавших, что каждая из этих форм творчества сочетает в себе оба духовных начала, «ибо истекают в конечном итоге из одного источника, разветвлениями которого являются»3 Выявление этого «внутреннего духовного сродства» стало концептуальным . и эмоциональным стержнем книги. <...> Автор не пытается ответить на вопрос, как философ и литератор подводят под общий знаменатель то, что является для них общим и то, что их разъединяет – он просто исходит из этого факта как данности, выявляя те смысловые «точки единения», которые позволяют через обращение к литературным текстам показать связь русской литературной классики с отечественной философией. <...> При этом из поля зрения не уходит важный момент: «…в русской классике есть отличительное. <...> Во-первых, ее внимание к предельным вопросам непрерывно развивается от творца к творцу, проявляется <...>