Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №3 2016

КРИТИКА ДАНОМ ШПЕРБЕРОМ МЕМЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К КУЛЬТУРЕ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторКЕДРОВА
Страниц9
ID372847
АннотацияСтатья посвящена известному современному французскому философу Дану Шперберу и его критике меметики. Шпербер анализирует аргументы Ричарда Докинза и показывает их ошибочность.
КЕДРОВА, М.О. КРИТИКА ДАНОМ ШПЕРБЕРОМ МЕМЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К КУЛЬТУРЕ / М.О. КЕДРОВА // Философские науки .— 2016 .— №3 .— С. 120-128 .— URL: https://rucont.ru/efd/372847 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские науки – 3/2016 ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ Зарубежная философия. <...> Современный взгляд КРИТИКА ДАНОМ ШПЕРБЕРОМ МЕМЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К КУЛЬТУРЕ М.О. <...> В данном случае это один из ведущих современных философов культуры и представитель когнитивной науки, французский философ Дан Шпербер. <...> Шпербер так же, как и меметики, находится в рамках эволюционного, натуралистического подхода к культуре, но в отличие от представителей меметического подхода, он развивает собственную теорию, которая называется «эпидемиология репрезентаций». <...> В книге «Объясняя культуру» (Explaining Culture, 1996) он пишет: «Культура состоит скорее всего и прежде всего из … заразных идей. <...> …Следовательно, объяснить культуру – значит объяснить, как и почему некоторые идеи становятся заразными. <...> Таким образом, идеи как вирусы распространяются в культуре, и человек в каком-то смысле беззащитен перед ними. <...> Шпербер поясняет особенности эпидемиологического подхода к культуре следующим примером: «Допустим, у вас есть популяция (например, группа людей), и есть некое интересующее вас свойство (например, диабет, светлые волосы или вера в ведьм), которое члены популяции могут иметь или не иметь. <...> Эпидемиологический подход будет состоять в описании и объяснении распределения этого свойства в данной популяции. <...> Эпидемиология не ограничивается заразными болезнями: диабет не заразен, вера в ведьм не является болезнью, а светлые волосы не являются ни тем, ни другим»2 . <...> Однако Шпербер подчеркивает, что «для всех эпидемиологических моделей, какими бы разнообразными они ни были, общим остается тот факт, что они объясняют макрофеномены в масштабе популяции (такие, как эпидемии) как кумулятивный эффект микропроцессов, вызванных индивидуальными событиями (такими, как заражение какой-либо болезнью). <...> Этим эпидемиология сильно отличается от «холистических» объяснений, когда макрофеномены объясняются 119 Зарубежная философия. <...> Современный <...>