К ТИПОЛОГИИ МЕНТАЛЬНОСТИ Статья 1 А.П. ДАВЫДОВ В предлагаемой статье главным героем является социокультурный тип, т.е. некоторая способность менталитета человека формировать смыслы. <...> Я с осторожностью отношусь к социологии Эмиля Дюркгейма и поддерживаю социологический романтизм Габриэля Тарда (1843–1904), который считает, что «социология по существу тождественна “интерпсихологии”»1 . <...> Эта концепция середины опирается , на представление А. <...> Ахиезера о расколе в России между культурой и обществом5 и на представления об эволюции культуры, срединоспособности социального, о логике инверсии и медиации (от medianum – лат. середина; mediation – англ. поиск середины, медиация) в мышлении, которые разрабатывались А. <...> Социокультурные типы в науке об обществе… креативного человеческого капитала, которая имеет гуманистический фундамент и адекватна реалиям сложного социума»8 . <...> В рамках заявленного мною социокультурного подхода я пытаюсь установить некоторую типологию ментальности и, соответственно, определить субъекта эволюции культуры через социокультурные типы. <...> Изучение социальной структуры общества: как перейти от материалистического критерия к социокультурному? <...> В нынешней российской социологии жесткий материализм трехчленного подхода не способен к глубоким оценкам мышления и поведения людей, групп. <...> Материалистическое объяснение логики мышления и поведения людей необходимо, но надо отказаться от его абсолютизации. <...> Надо найти социокультурную альтернативу марксистско-веберианской материалистической стратификации общества. <...> Условно их можно было бы назвать: • «родовой индивид» («мифоритуальный субъект догосударственной эпохи», субъект большой семьи, патриархальной общины (К.Г. Юнг, А. Пелипенко <...> Родовой индивид Основная ментальная характеристика родового индивида – мифоритуальный – распространена в российской науке. <...> Название «мифоритуальный индивид» стало популярным благодаря изучению специалистами <...>