ФН – 1/2016 Опыт философского размышления Опыт философского размышления ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ П.Д. <...> ШЕЛКОВНИКОВ Петр Демьянович Успенский (1878–1947) – русский философ-мистик1 , обращался к изучению и осмыслению практики и философии йоги начиная примерно с 1907 г. и до конца жизни. <...> В 1913 г. в издательстве «Новый человек» (Санкт-Петербург) выходит в свет книга Успенского «Искания новой жизни. <...> В 1931 г. в Англии выходит книга Успенского «Новая модель вселенной» (автор покинул Россию в 1920 г.), в которой одна из глав посвящена йоге. <...> Это – шестая глава, она называется «Что такое йога?» и представляет собой своеобразный итог изучения этой дисциплины Успенским. <...> В конце главы второго издания (1934) мы встречаем датировку 1912–1934, указывающую годы работы над темой2 . <...> Уже в первой книге мы встречаем важнейшие мысли русского философа о философии и практике йоги. <...> На четвертой странице мы встречаем фразу, выделенную жирным шрифтом: «Йога – это ключ ко всей мудрости Востока»3 . <...> Русский философ считает, что все основополагающие тексты древнеиндийской культуры создавались йогинами. <...> Иначе говоря, культура Индии создавалась людьми, находящимися в качественно другом состоянии сознания. <...> И для того, чтобы приблизиться к пониманию этих произведений, необходимо качественно изменить свое сознание посредством практики йоги. <...> Таким образом, йога имеет характер герменевтического ключа к пониманию и интерпретации сюжетов, символов, традиции и других элементов древнеиндийской культуры. <...> Такое понимание специфики йоги является, с одной стороны, глубоко индивидуальным, так как мы не встречаем подобной радикальной постановки вопроса у других авторов, а с другой стороны, представляется довольно-таки объективным, так как не противоречит духу самой традиции, о которой идет речь. <...> Если развивать мысль Успенского, йога играет роль герменевтико-психологического органона по отношению к остальным пяти классическим индийским философским <...>