Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №1 2016

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ФРИДРИХА ШЛЕГЕЛЯ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторЧЕРНИЧКИНА
Страниц14
ID372830
АннотацияВ статье исследуется философия культуры Ф. Шлегеля на материале его ранних теоретических работ. Особый интерес представляют его неоклассические статьи периода восторженного увлечения Античностью, в которых он критикует современную ему культуру как раздробленную и концентрирующуюся не на универсальных и вечных ценностях, а на частном и «интересном». Его критика в целом интересна и весьма актуальна в наши дни. Однако спустя несколько лет, в статьях романтического периода, именно эти черты современности оказываются у Шлегеля основой, на которой он предполагает построить процветающую культуру будущего. Оказывается ли эта непоследовательность проявлением неопытности молодого автора или специфической чертой, характерной для культурфилософского подхода молодых романтиков – вот что представляет особый интерес в данном исследовании.
ЧЕРНИЧКИНА, А.А. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ФРИДРИХА ШЛЕГЕЛЯ / А.А. ЧЕРНИЧКИНА // Философские науки .— 2016 .— №1 .— С. 109-122 .— URL: https://rucont.ru/efd/372830 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Современный взгляд ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ФРИДРИХА ШЛЕГЕЛЯ А.А. <...> ЧЕРНИЧКИНА Высшее благо и единственно полезное – культура. <...> Шлегель На протяжении уже более двух столетий наследие Фридриха Шлегеля (1772–1829) привлекает пристальное внимание исследователей немецкого романтизма. <...> Именно Шлегель сформулировал само понятие романтической по, издавал с 1798 по 1800 г. журнал «Атеней», ставший глашатаем эзии1 . <...> Шлегель начинает размышлять о проблемах поэзии и расширяет их на все пространство культуры. <...> Суждения Шлегеля о поэзии в его ранних статьях «О границах прекрасного» (1794), «О ценности изучения греков и римлян» (1797), «Об изучении греческой поэзии» (1795–1796) могут с тем большим основанием быть поняты более широко – как суждения об искусстве и о культуре в целом, если учесть его собственную установку: «Что верно относительно целого, верно и по отношению к отдельной части: как современная культура вообще, так и современная поэзия представляют собой связное целое»4 . <...> Упомянутые сочинения Фридриха Шлегеля, посвященные прославлению классической культуры, во многом основаны на работах Винкельмана, утверждавшего, что именно греки в изобразительном искусстве достигли воплощения высшего объективного идеала красо108 идей йенских романтиков, открывал новые дарования и поддерживал молодых талантливых поэтов и ученых. <...> По признанию современников, он с ранних лет стремительно переходил от одной области интересов к другой, постоянно находился в поиске и пытался охватить такое многообразие тем, что «материала в нем могло бы хватить на двух или трех гениев»2 А.А. ЧЕРНИЧКИНА. <...> Что характерно, современная культура подвергается им глубокой критике в противопоставлении с живым, но утерянным античным идеалом культуры. <...> В силу традиции6 , Фридрих Шлегель разделяет культуру европейских стран на два фундаментальных периода – древний и современный. <...> В дальнейшем именно романтикам принадлежит первенство в открытии Средних веков <...>