Современный взгляд ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ФРИДРИХА ШЛЕГЕЛЯ А.А. <...> ЧЕРНИЧКИНА Высшее благо и единственно полезное – культура. <...> Шлегель На протяжении уже более двух столетий наследие Фридриха Шлегеля (1772–1829) привлекает пристальное внимание исследователей немецкого романтизма. <...> Именно Шлегель сформулировал само понятие романтической по, издавал с 1798 по 1800 г. журнал «Атеней», ставший глашатаем эзии1 . <...> Шлегель начинает размышлять о проблемах поэзии и расширяет их на все пространство культуры. <...> Суждения Шлегеля о поэзии в его ранних статьях «О границах прекрасного» (1794), «О ценности изучения греков и римлян» (1797), «Об изучении греческой поэзии» (1795–1796) могут с тем большим основанием быть поняты более широко – как суждения об искусстве и о культуре в целом, если учесть его собственную установку: «Что верно относительно целого, верно и по отношению к отдельной части: как современная культура вообще, так и современная поэзия представляют собой связное целое»4 . <...> Упомянутые сочинения Фридриха Шлегеля, посвященные прославлению классической культуры, во многом основаны на работах Винкельмана, утверждавшего, что именно греки в изобразительном искусстве достигли воплощения высшего объективного идеала красо108 идей йенских романтиков, открывал новые дарования и поддерживал молодых талантливых поэтов и ученых. <...> По признанию современников, он с ранних лет стремительно переходил от одной области интересов к другой, постоянно находился в поиске и пытался охватить такое многообразие тем, что «материала в нем могло бы хватить на двух или трех гениев»2 А.А. ЧЕРНИЧКИНА. <...> Что характерно, современная культура подвергается им глубокой критике в противопоставлении с живым, но утерянным античным идеалом культуры. <...> В силу традиции6 , Фридрих Шлегель разделяет культуру европейских стран на два фундаментальных периода – древний и современный. <...> В дальнейшем именно романтикам принадлежит первенство в открытии Средних веков <...>