Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №8 2015

ПУБЛИЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ Д. ГОТЬЕ И М. РИДЖА: КЛАССИЧЕСКИЕ ИСТОКИ И НЕКЛАССИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторГРАНОВСКАЯ
Страниц12
ID372787
АннотацияВ статье рассматриваются историко-философские истоки концепции публичной рациональности Д. Готье и М. Риджа, в рамках которой предпринимается попытка решить «проблему И. Берлина»: этический и гносеологический плюрализм делает актуальной проблему релятивизма и возможности достижения общественного консенсуса. Показывается, что в поисках решения этой проблемы современные последователи Гоббса (Дж. Грей, Д. Готье, М. Ридж) предлагают гоббсианскую интерпретацию публичной рациональности в качестве «минимально универсального принципа».
ГРАНОВСКАЯ, О.Л. ПУБЛИЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ Д. ГОТЬЕ И М. РИДЖА: КЛАССИЧЕСКИЕ ИСТОКИ И НЕКЛАССИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ / О.Л. ГРАНОВСКАЯ // Философские науки .— 2015 .— №8 .— С. 135-146 .— URL: https://rucont.ru/efd/372787 (дата обращения: 12.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские науки – 8/2015 Философская мысль: рецепция и интерпретация ПУБЛИЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ Д. <...> ГРАНОВСКАЯ Современные либеральные мыслители-неогоббсианцы Давид Готье, Майкл Ридж в качестве «минимально универсального принципа» разрабатывают концепции публичной рациональности в духе Гоббса. <...> Цель данной статьи – исследовать эти концепции, определить их сильные и слабые стороны в контексте ценностного плюрализма И. <...> Идея плюрализма ценностей и частных суждений подрывает универсальные основания либерализма и возможность социальной конвенции. <...> Этический и гносеологический плюрализм, являясь основным допущением либеральной политической философии «позднего модерна»3 , делает актуальной проблему релятивизма. <...> В либерализме Берлина релятивизм ограничивается концепцией «универсального горизонта объективных ценностей». <...> Канадско-американский философ Давид Готье реконструирует рассуждения Гоббса об общественном разуме и на их основе выстраивает концепцию правового порядка как выражения этого разума. <...> Рациональные люди стремятся к тому, что Гоббс называл «правильным суждением» – рациональностью – которая обнаруживает истину. <...> В ситуациях разногласий каждый человек претендует на то, что его суждение – единственно верное, а такие претензии только обостряют конфликт: «.когда люди, считающие себя умнее других, крикливо требуют, чтобы судьей было правильное рассуждение как таковое, но при этом, однако, добиваются, чтобы правильным считалось рассуждение не кого-то другого, а лишь их собственное»6 . <...> Настаивающие на том, что их мнение – верное суждение и что именно оно должно служить основанием для разрешения спора, не просто опасны для общества, они иррациональны, поскольку считают каждое свое чувство выражением правильного суждения. <...> По мнению Готье, в этом фрагменте Гоббс рассматривает две ошибки рациональности. <...> В этом смысле рациональность – лекарство от своих собственных недостатков <...>