108 Феномен человека В ПОИСКАХ ИДеАЛА ЧеЛОВеКА: ОПАСНОСТИ И ПеРСПеКТИВЫ Г.Л. <...> БЕЛКИНА, С.Н. КОРСАКОВ В 1979 г. вышла книга академика И.Т. Фролова «Перспективы человека». <...> Иван Тимофеевич стал работать над вторым изданием книги, в котором намеревался уделить особое внимание проблемам смысла жизни, смерти и бессмертия человека. <...> В этой связи он обратился к работам русских религиозных философов: Вл. <...> И.Т. Фролов связывал перспективы человека и человечества с бессмертием разума и гуманности, но не с утопиями индивидуального и коллективного «воскрешения». <...> На одной рабочей справке о русском космизме И.Т. Фролов как-то надписал: «Лучше – о земных делах (+ Космос)»1 . <...> Критический анализ воззрений Н.Ф. Федорова содержался в верстке второй статьи из цикла «О жизни, смерти и бессмертии», написанной И.Т. Фроловым для «Вопросов философии» в конце 1982 г. Анализ этот был проделан по дореволюционному изданию «Философии общего дела»2 , но как раз в 1982 г. вышло новое издание сочинений Н.Ф. Федорова в серии «Философское наследие». <...> Это было первое в СССР издание работ русского религиозного философа. <...> Сам же И.Т. Фролов всячески боролся за то, чтобы труды русских философов, в то время как бы изъятые из интеллектуального оборота, были возвращены широкому читателю. <...> Поэтому он не счел себя вправе поместить свою критику учения Н.Ф. Федорова в окончательную редакцию своей статьи, тем более что инициаторы издания подвергались в это время осуждению вовсе не за существо воззрений Н.Ф. Федорова, а именно за факт публикации трудов религиозного философа. <...> Третья статья цикла «О жизни, смерти и бессмертии» вообще была отвергнута тогдашним главным редактором «Вопросов философии» В.С. Семеновым, опасавшимся ассоциаций между тематикой статей И.Т. Фролова и «пятилеткой пышных похорон». <...> 31 декабря 1987 г. И.Т. Фролов написал М.С. Горбачеву записку с предложением издать труды русских философов конца <...>