ФН – 6/2015 Когнитивные исследования ПРОБЛеМА ОБОСНОВАНИЯ ПРеРеФЛеКСИВНОГО САМОСОЗНАНИЯ: ВОЗМОЖНО ЛИ ТРАНСЦеНДИРОВАНИе СОЗНАТеЛЬНОГО ОПЫТА? <...> * Т.М. РЯБУШКИНА Одним из вариантов ответа на трудности классической рефлексивной теории сознания является характерная для феноменологического направления мысли (Ф. <...> Оно обычно полагается в качестве необъективирующего самосознания, которое содержится во всяком сознательном опыте и не может иметь основания ни в несознательном, ни в сознании более высокого уровня. <...> Критики данной идеи отмечают ее слабую сторону: поскольку свойство быть сознательным и принадлежать мне постулируется в качестве «внутреннего» свойства ментальных состояний, происхождение пререфлексивного самосознания оказывается неподдающимся объяснению. <...> Как будет показано, объяснение существования и особенностей пререфлексивного самосознания требует новой постановки вопроса о возможности трансцендирования сознательного опыта и переосмысления отношения к несознательному и к самообъективации как условиям возможности сознания. <...> Суть идеи пререфлексивного самосознания, предлагаемой Брентано, состоит в том, что во всяком опыте имеет место направленность сознания не только на предмет опыта, но и на сам опыт. <...> «Всякий, даже самый простой психический акт обладает двойным – первичным и вторичным – объектом. <...> К примеру, простейший акт, в котором мы слышим, имеет звук первичным объектом, а вторичным – самого себя, [т.е.] психический феномен, в котором слышится звук»1 . <...> Если бы мы определяли число представлений по числу объектов, то физический феномен должен был бы представляться дважды – в качестве содержания первого представления и в качестве включенного в содержание второго представления. <...> Отсутствие такого двойственного научного фонда (РГНФ) «Концептологический анализ “возвращения к трансцендентному” в современной европейской философии», грант №13-03-00573 (2014). <...> * Исследование подготовлено <...>