Философские науки – 5/2015 МИР РУССКОГО ЗАРУБеЖЬЯ Русское интеллектуальное наследие ФИЛОСОФИЯ В СВЯТО-СеРГИеВСКОМ ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛОВСКОМ ИНСТИТУТе В ПАРИЖе (1925 – 1950) О.Т. ЕРМИШИН Свято-Сергиевский Православный богословский институт, созданный в Париже в 1925 г. по образцу дореволюционных духовных академий, безусловно имел прямое отношение к богословию, так как преподавание богословских дисциплин занимало в нем ведущее место. <...> Профессоров и преподавателей, которые читали курсы лекций по философским дисциплинам в Свято-Сергиевском институте, было совсем немного. <...> Начнем по хронологии с самого первого профессора философии Свято-Сергиевского института – В.В. Зеньковского (1881 – 1962), который читал курсы по целому ряду дисциплин – истории философии, психологии, педагогике, апологетике и истории религий. <...> Вот как описал лекции Зеньковского по истории философии А.В. Карташев: «В истории философии, в курсе древней философии постоянно об 120 Русское интеллектуальное наследие ращается внимание студентов на те понятия и идеи, которые положительно или отрицательно повлияли на выработку основ христианской метафизики. <...> В средневековой философии, которая в значительной своей части является историей католического богословия, в центре стоит изучение Фомы Аквината, влияние которого так сильно отразилось на разделении философии и богословия в Новое время. <...> В этом порядке усваиваются студентами принципы трансцендентализма (Кант и кантианство) и трагическое его превращение в гносеологический идеализм. <...> Если время позволяет, дается хотя бы несколько очерков из истории русской философии»1 . <...> Как видно из характеристики А.В. Карташева, центральной темой в лекциях Зеньковского по истории философии была христианская метафизика. <...> Таким образом, написанный Зеньковским в конце жизни двухтомный труд «Основы христианской философии» (1961 – 1964) имеет истоки еще в его преподавательской деятельности 20 – 30-х гг. <...> По крайней <...>