Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Философские науки  / №5 2015

ОТ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ К СОЦИОЛОГИИ ЖИЗНИ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторТОЩЕНКО
Страниц15
ID372757
АннотацияВ статье рассматривается эволюция идей социологии жизни, основы которой базируются на философии жизни, развиваются феноменологами, сторонниками теории повседневности, а затем и представителями различных социологических теорий. Опираясь на многообразие интерпретаций общественных процессов, социология жизни включает в себя трактовку основных компонентов, которые в той или иной пропорции, в том или ином аспекте присутствуют в каждом социологическом исследовании: общественное (групповое, индивидуальное) сознание, поведение (деятельность) и окружающая макро-, мезо- и микросреда. Неразрывное единство – сознание, поведение, среда – исследуемое на эмпирическом уровне, образует жизненный мир – понятие, открывающее перспективы получения нового знания при исследовании фундаментальных и прикладных социальных проблем.
ТОЩЕНКО, Ж.Т. ОТ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ К СОЦИОЛОГИИ ЖИЗНИ / Ж.Т. ТОЩЕНКО // Философские науки .— 2015 .— №5 .— С. 105-119 .— URL: https://rucont.ru/efd/372757 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские науки – 5/2015 Генезис и эволюционирование идей Редколлегия и редакция журнала «Философские науки» сердечно поздравляют с 80-летием Жана Терентьевича Тощенко, члена-корреспондента РАН, доктора философских наук, главного редактора журнала «Социологические исследования», желают здоровья, бодрости духа и новых творческих свершений! <...> ОТ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ К СОЦИОЛОГИИ ЖИЗНИ* Ж.Т. ТОЩЕНКО Предтечи социологии жизни Многие социологические концепции родились в недрах философской мысли. <...> В ходе тысячелетнего развития научной мысли был накоплен большой опыт интерпретаций общественных изменений, в каждой из которых предпринималась попытка ответить на вопрос: что собой представляет общество во всех его проявлениях, в том числе в человеческом измерении. <...> Однако начнем с момента, когда, стремясь отразить многообразие и сложность общественного развития, появился термин «философия жизни». <...> В своих трудах Дильтей трактовал «жизнь как поток», который богат многими как предвиденными, фонда (РГНФ) «Теоретическая мысль в современной мировой и отечественной социологии: эволюция идей, тенденции и проблемы развития», грант №14-0300352. <...> * Статья подготовлена в рамках проекта Российского гуманитарного научного Ж.Т. ТОЩЕНКО. <...> Бергсон трактовал жизнь как подлинную и первоначальную реальность, как космический процесс, «жизненный прорыв», как творческую эволюцию. <...> Он считал, что жизнь есть «изначальный феномен», который не может быть растворен ни в феноменах сознания, ни в телесных механизмах. <...> сосредоточился на проблемах развития культуры как определяющем моменте жизни общества. <...> Он считал, что в культуре и ее «замкнутых организмах» (египетская, индийская, китайская и другие культуры) выражается коллективная «душа» народа, которая и определяет жизненный цикл. <...> Шпенглер также утверждал, что жизнь – «спектакль множественности культур», каждая из которых имеет «собственную форму, собственную идею, собственную <...>