Философские науки – 5/2015 ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА В КОНТеКСТе ВРеМеНИ Опыт философского размышления РАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ИСТОКИ И ЭВОЛЮЦИЯ* С.С. ГУСЕВ Представление о принципиальном различии интеллектуальной и эмоциональной сфер человеческой психики сложилось еще в философии античных мыслителей и сегодня воспринимается в качестве «само собой разумеющегося» положения. <...> Как известно, Аристотель выделял в душе такие ее составляющие как «вегетативная», «чувственная» и «рациональная». <...> При этом только последняя понималась им в качестве источника и средства интеллектуальных операций. <...> Поэтому основное внимание было направлено на выявление законов, регулирующих ее функционирование, поскольку считалось, что именно они определяют характер человеческих знаний об окружающем мире. <...> Описание этих законов составило содержание так называемой «аристотелевской логики». <...> Убеждение в ее универсальности надолго определило направленность и характер всевозможных разработок, связанных с попытками построить формальные модели, исчерпывающим образом представляющие содержание человеческого интеллекта. <...> Однако, несмотря на множество важных результатов, полученных на этом пути, решить поставленную задачу исчерпывающим образом до сих пор не удалось. <...> Во многом это обусловлено стремлением исследователей рассматривать формы рационального мышления в качестве врожденной способности человека обрабатывать имеющуюся информацию и функционирующей независимо от того, как эта информация первично представлена в субъективной реальности человека. <...> Свою роль в этом сыграла и так называемая «теория отражения», долгое время служившая в отечественной философии главным основанием для всевозможных концепций интеллектуальной деятельности. <...> Явно или неявно, но в рамках этой теории мыслительные процессы интерпретировались как лишь ответные реакции человека на внешние воздействия окружающего мира. <...> Однако во второй половине <...>