Современный взгляд МеТАФИЗИКА РОБеРТА БОЙЛЯ: «ТРАКТАТ О КОНеЧНЫХ ПРИЧИНАХ еСТеСТВеННЫХ ВеЩеЙ»* И.А. КОШЕЛЕВ Введение Телеологический аргумент, или аргумент от дизайна, представляет собой заключение от упорядоченности, гармоничности, целесообразности макро- и микрокосма – к наличию разумного и всемогущего Создателя. <...> Это – один из самых веских аргументов в пользу существования Бога-Творца, что вынужден был признать даже Иммануил Кант, назвав его самым старым, самым ясным и наиболее соответствующим обыденному человеческому разуму аргументом1 . <...> 1225 – 1274), сформулировавшему его в виде «пятого пути», и англиканскому богослову Уильяму Пейли (1743 – 1805), автору знаменитой работы «Естественная теология»2 (1806), однако основа для современных изысканий в этой области была заложена в XVII в. английским натурфилософом и богословом Робертом Бойлем (1627 – 1691). <...> В результате научной революции XVII в. возникла механистическая картина мира, в которой последний уподоблялся раз и навсегда созданному механизму, а все процессы, включая и те, которые происходят в живых организмах, сводились исключительно к механическому перемещению. <...> Однако механистический материализм сам по себе не был способен ни обнаружить источник этого движения, ни объяснить конечные причины всего сущего. <...> Последователи механистической философии придерживались двух различных воззрений относительно конечных причин3 . <...> Так, Бэкон, Декарт и Спиноза категорически отрицали возможность апелляции к конечным причинам в натурфилософии, в то время как их оппоненты, в частности, Лейбниц и Гассенди, считали, что конечные причины играют в натурфилософии важную роль. <...> Одним из наиболее ярких сторонников аргумента от дизайна был Роберт Бойль, убежденный в том, что механистическая философия является союзником религии4 лагал не только их взаимодействие, но и тесную связь5 Роберт Бойль. <...> Для большинства наших соотечественников имя Роберта Бойля ассоциируется <...>