Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №4 2015

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА О ГРЯДУЩЕМ СОВЕРШЕНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА (В. ОДОЕВСКИЙ – Ф. ДОСТОЕВСКИЙ – А. ПЛАТОНОВ) (300,00 руб.)

0   0
Первый авторЕВЛАМПИЕВ
Страниц13
ID372740
АннотацияВ русской литературе важной темой было изображение совершенного состояния человечества, которого оно достигнет в истории. Владимир Одоевский считал, что в этом состоянии человечество соединится с мирозданием и будет полностью контролировать его соединенными усилиями своего разума и мистической интуиции. Федор Достоевский и Андрей Платонов отказывались считать совершенное состояние достижимым, поскольку в этом состоянии человечество исчезнет в той форме, в какой оно существует сейчас. Человечество будет вечно стремиться к совершенству и никогда его в окончательной форме не достигнет.
ЕВЛАМПИЕВ, И.И. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА О ГРЯДУЩЕМ СОВЕРШЕНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА (В. ОДОЕВСКИЙ – Ф. ДОСТОЕВСКИЙ – А. ПЛАТОНОВ) / И.И. ЕВЛАМПИЕВ // Философские науки .— 2015 .— №4 .— С. 38-50 .— URL: https://rucont.ru/efd/372740 (дата обращения: 14.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Отечественная философская мысль РУССКАЯ ЛИТеРАТУРА О ГРЯДУЩеМ СОВеРШеНСТВе ЧеЛОВеКА (В. ОДОеВСКИЙ <...> Это обусловило популярность жанра литературной утопии начиная с конца XVIII в. <...> Этот жанр русской литературы уже не раз становился предметом исследования1 , однако, как нам кажется, пока еще не были с достаточной полнотой учтены взаимосвязи литературной утопии с философскими концепциями человека и истории. <...> Далеко не всегда литературная утопия предстает как философски обоснованная; в русской традиции эта связь ясно выступает у Владимира Одоевского, который в равной степени принадлежит и истории русской литературы и истории русской философии. <...> Одной из важнейших идей Одоевского было противопоставление в человеке разума и инстинкта – «инстинктуальной силы», по его терминологии. <...> Последний Одоевский понимал вовсе не в смысле инстинкта животных, а как первичную форму единства человека с миром, порождающую в человеке некоторое непосредственное «знание» о мире. <...> Этим «знанием», совершенно не похожим на обычное научное знание, человек обладал в самом начале своего развития как разумного существа, но по мере становления разума и способности выражать свои познания в слове, в системе отвлеченных, общих понятий, он утрачивал непосредственное «знание», связанное с инстинктом, и был вынужден постепенно воспроизводить и повторять его в дискурсивной, рациональной форме. <...> * Статья подготовлена в рамках Научно-исследовательского проекта СанктФН – 4/2015 38 Отечественная философская мысль ние к миру. <...> В этой сфере разум уже бессилен, по-настоящему глубокая и правильная философия должна основываться на возрожденной «инстинктуальной силе», что для Одоевского означает присутствие в философском знании поэзии (понятой в широком смысле, как любая форма художественного творчества). <...> Вот как он пишет об этом: «Все умозрительные системы суть произведения инстинктуальной силы, или самопобуждения, все эмпирические <...>