КАРА-МУРЗА Выдающийся русский историк, философ, культуролог Георгий Петрович Федотов (1866 – 1951) на протяжении своей наполненной всевозможными коллизиями жизни (например, эмиграций в его биографии было целых три1 ) прошел несколько этапов в своем интеллектуальном становлении: он был последовательно марксистомсоциалистом, христианским социалистом, христианским демократом, и, наконец, христианским либералом. <...> И в каждый из этих периодов центральной в творчестве Г.П. Федотова была и оставалась проблематика свободы. <...> Свобода и насилие: марксистский социализм Г.П. Федотова С марксистскими идеями «освобождения труда» Г.П. Федотов, саратовец по рождению, познакомился во время обучения в гимназии в Воронеже, а затем в Петербургском технологическом институте, куда он поступил с прямой целью вести потом социалистическую пропаганду среди рабочих. <...> Мировоззрение юного Федотова, как и очень многих молодых людей его поколения, сформировалось под определяющим влиянием публицистики Белинского, Добролюбова, Писарева, Михайловского, Шелгунова – эти авторы постепенно расшатали и вытеснили из сознания юноши христианские основы, заложенные вполне консервативным семейным бытом и воспитанием. <...> Федотов увлекся «социальными» произведениями Горького, Леонида Андреева, «Скитальца» (псевдоним С.Г. Петрова), зачитывался радикальными, в том числе нелегальными, брошюрами2 В разгар первой русской революции 19-летний Федотов активно . включился в революционное движение в родном Саратове, вел марксистские кружки, стал одним из лидеров местных социал-демократов, примкнув к крайне-левому крылу партии. <...> Влияние «символизма» на эволюцию взглядов Федотова точно уловил в свое время Степун. <...> Отталкиваясь от федотовской фразы: «Символизм в лице самых лучших и мудрых своих провидцев, подводит к порогу Церкви; гром революции лишь ускорил неизбежную развязку» (1930)14 , Степун писал: «Он (Федотов. <...> Индивидуальную правовую свободу <...>