Философские науки – 3/2015 ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА В КОНТеКСТе ВРеМеНИ Междисциплинарный синтез знания УНИВеРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ: ПАТТеРНЫ, КОТОРЫе СВЯЗЫВАЮТ* Е.Н. КНЯЗЕВА Выбор объединения – это не наш свободный выбор; если бы науке не удавалось объединяться, она перестала бы существовать. <...> Притязание на универсальность означает попытку установить сквозную детерминацию бытия, выявить проходящие через все уровни организации образцы (или паттерны) поведения систем и сложных формообразований природы, начиная с неживых систем до живых систем и самой сложной живой системы – человека – и далее к социальным системам и организациям, миру как системе (Мир-Системе), реальным и виртуальным сетевым структурам, искусственной жизни и «сверхжизни», коллективному разуму и допускаемому некоторыми сверхразуму. <...> Универсальность паттернов сложного поведения вовсе не означает сводимость сложного поведения человеческих и социальных систем к поведению систем в живой и неживой природе. <...> Говоря о сложных образцах поведения человека или общностей людей, мы схватываем лишь определенный аспект их сложного поведения, не отрицая свободы воли, порывов тальных исследований (РФФИ) «Эволюционное мышление как основание междисциплинарного синтеза знания», грант № 13-06-00813а. <...> Этот оборот кажется мне релевантным для акцентирования внимания на универсализме паттернов сложного поведения. <...> В феномене универсального эволюционизма соединяются, таким образом, эволюционный подход (эволюционное видение вещей) и универсальность способов сложного поведения, просвечивающая сквозь относительно простые, сложные и сверхсложные структуры и формообразования мира. <...> Историко-философские предпосылки концепции универсального эволюционизма, соединение эволюционизма с идеями эмерджентности, креативности и холизма можно найти в воззрениях Анри Бергсона и его сочинении «Творческая эволюция» (1911), Сэмюэля Александера «Пространство <...>