Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №3 2015

Мышление антинигилиста (Заметки о Н.Н. Страхове) (300,00 руб.)

0   0
Первый авторЦЗЯНЬГАН ЧЖУ
Страниц11
ID372727
АннотацияН.Н.  Страхов относится к числу крупных русских мыслителей XIX в., не оставивших после себя систематического теоретического наследия. Труды его обширны, особенно в области литературно-философской критики, но мышление, как полагает автор статьи, отличается жизненной конкретностью. Оно направлено против искусственности, безжизненности всякого концептуализма (и особенно против нигилизма как его прозападной исторической формы). Опыт Н.Н. Страхова является весьма поучительным для современной интеллектуальной культуры, переживающей новую созидательную эпоху своей истории.
ЦЗЯНЬГАН, Ч. Мышление антинигилиста (Заметки о Н.Н. Страхове) / Ч. ЦЗЯНЬГАН // Философские науки .— 2015 .— №3 .— С. 79-89 .— URL: https://rucont.ru/efd/372727 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские науки – 3/2015 Русское интеллектуальное наследие МЫШЛеНИе АНТИНИГИЛИСТА (Заметки о Н.Н. Страхове) ЧЖУ ЦЗЯНЬГАН Между двух вершин Особое положение Н.Н. Страхова в кругу значительных фигур русской культуры бесспорно. <...> Даже если бы ему не удалось создать такого изобилия публицистических статей, критической литературы и различных воспоминаний, за ним и рядом с ним – две великие вершины русской литературы. <...> Он был многолетним сотрудником Достоевского, который уверял его в том, что взглядами своими ему едва ли не вполовину обязан; другим величайшим собеседником стал Толстой, хваливший его за глубокое понимание своих работ (среднего и позднего периода). <...> Стало быть, в истории у Страхова было свое, особое место: он умел быть отзывчивым, умел понимать своих собеседников и быть понятным для них. <...> Кроме этого, Страхов – исследователь и оппонент русского литературного нигилизма. <...> На склоне лет Страхов назвал себя «трезвым между угорелыми»1 – среди тех, кто обезумел в своих пристрастиях, стал одержим исключительно чужими точками зрения, «темными силами» или «бесами» Достоевского. <...> Его собственная литературная жизнь развертывалась вокруг темы нигилизма; как он сам заявил не без шутливости в статье «Счастливые люди» (1865): «Особенно следил я за предметом, который, как мне кажется, я могу с некоторым правом считать своей специальностью – за нигилизмом»2 31 марта 1882 г., в начале очередной исторической эпохи, Страхов . подводит итоги уже сделанному: «Все это движение, которое наполняет собою последний период истории, либеральное, революционное, социалистическое, нигилистическое, – всегда имело в моих глазах только отрицательный характер, отрицая его, я отрицал отрицание»3 . <...> заметил, что европейский нигилизм был осмыслен через посредство русских литераторов: «Слово “нигилизм” вошло позднее в оборот через Тургенева как обозначение того воззрения, что действительно существует только сущее, доступное <...>