Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №3 2015

АНТИТЕЗА ЗЕМЛИ И НЕБА В ПОЭЗИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА (300,00 руб.)

0   0
Первый авторСИЗЕМСКАЯ
Страниц7
ID372722
АннотацияОбращаясь к поэтическому наследию Лермонтова, автор рассматривает философские смыслы его центральной проблемы – антитезы «Земля – Небо», показывая, что за ней стоят метафизические вопросы о жизни и смерти, божественном и повседневном, о Боге и праве человека на свободное самовыражение.
СИЗЕМСКАЯ, И.Н. АНТИТЕЗА ЗЕМЛИ И НЕБА В ПОЭЗИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА / И.Н. СИЗЕМСКАЯ // Философские науки .— 2015 .— №3 .— С. 20-26 .— URL: https://rucont.ru/efd/372722 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские смыслы поэзии АНТИТеЗА ЗеМЛИ И НеБА В ПОЭЗИИ М.Ю. <...> Лермонтов был без сомнения сыном века философствующего духа, философской рефлексии, которая органично вплеталась в его творчество. <...> Но бесспорно одно: поэзия Лермонтова и сегодня инициирует в сознании то состояние «философского беспокойства», которое заставляет ставить вопросы и искать на них ответы, обращаясь к духовным смыслам своего культурного наследия. <...> А это значит, что у поэзии Лермонтова нет временных границ ее востребованности, хотя каждое новое поколение будет находить для себя своего Лермонтова. <...> В поисках нравственно-праведных основ бытия Исток поэзии Лермонтова можно обнаружить в философской лирике В.Д. Веневитинова («Жизнь», «Я чувствую во мне горит…», «Жертвоприношение»), начинающего Ф.И. Тютчева («Silentium», «Осенний вечер», «О чем ты воешь, ветр ночной»), Е.А. Баратынского («Череп», «Смерть», «Мой дар убог»), в первых опытах стихосложения Н.П. Огарева («Когда в часы святого размышленья», «Монологи»). <...> За этим поэтическим опытом закрепилось название философского направления русской поэзии, которое, по оценке Е.А. Маймина, адекватно отражало особенности и вектор культурного развития той эпохи, а за его последователями – имидж «поэтов мысли». <...> В их лирике художественный образ выступал как символ, приоткрывающий завесу над тайнами мироздания, «прочувствованный открытиями ума» (И.В. Киреевский). <...> Интуиция поэта, его поэтические прозрения облекали в поэтическую форму то, что рождалось работой «таинственно волшебных дум». <...> Разумеется, литературные критики, как и сами представители нового направления, вовсе не были склонны преуменьшать самостоятельную значимость и эвристическую силу художественного созерцания, лежащего в основе поэтического вдохновения, и, тем более, таинства стихосложения. <...> Они лишь признавали в поэзии такое созвучие ума и сердца, при котором поэтическая фантазия становится «более музыкой мыслей и чувств <...>