Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Философские науки  / №2 2015

ОТ ПРАВДЫ К ИСТИНЕ: НА ПУТИ ПОЗНАНИЯ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторЧУМАКОВ
Страниц13
ID372713
АннотацияВ статье анализируются важнейшие понятия эпистемологии: «истина», «правда», «ложь», «заблуждение». Противопоставляя ложь и правду, автор отмечает их непременную субъективную обусловленность в отличие от истины и показывает актуальность такого различения применительно к юриспруденции, науке и философии. При этом подчеркивается, что обладание истиной в сочетании с опытом и моральными принципами открывает путь к мудрости.
ЧУМАКОВ, А.Н. ОТ ПРАВДЫ К ИСТИНЕ: НА ПУТИ ПОЗНАНИЯ / А.Н. ЧУМАКОВ // Философские науки .— 2015 .— №2 .— С. 130-142 .— URL: https://rucont.ru/efd/372713 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские науки – 2/2015 Ценности и смыслы ОТ ПРАВДЫ К ИСТИНе: НА ПУТИ ПОЗНАНИЯ А.Н. <...> ЧУМАКОВ Проблема истины в истории философии и науки всегда была не только предметом серьезного внимания различных мыслителей, но и темой творческих баталий, острейших споров и дискуссий. <...> Так, уже ко времени, когда Понтий Пилат задал Иисусу свой знаменитый вопрос «Что есть истина?», философия имела дело с этой проблемой не менее пяти столетий, в течение которых далеко не только Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур или Лукреций концентрировали на ней свое внимание1 . <...> И, тем не менее, у римского прокуратора Иудеи были все основания задать свой вопрос в контексте тех, теперь уже хрестоматийных событий. <...> Прошло еще более тысячи лет, и известный спор о «двух истинах» в средневековой философии только подтвердил актуальность данной проблемы и незавершенность дискуссии по ней. <...> Но ни эта эпоха, ни последовавшие за ней XIX и XX века, в течение которых с позиции различных школ и направлений проблеме истины уделялось еще больше внимания, не внесли той ясности в обсуждаемую проблему, которая сняла бы ее актуальность или хотя бы ослабила к ней научный и практический интерес2 . <...> И сегодня в вопросах о том «что есть истина?», каково ее содержание, на основании каких критериев она устанавливается, какова сфера приложения истинного знания и т.п., ясности и согласия, пожалуй, не больше, чем на заре философского творчества, на что указывают и ведущие специалисты в области эпистемологии3 . <...> Объяснение данному феномену следует искать в самом процессе познания – явлении не менее загадочном и захватывающем, имманентно присущем каждому человеку, главной целью которого как раз и является установление истины. <...> Однако здесь мы еще больше усложняем задачу, поскольку вступаем в область субъет-объектных отношений, где роль субъективного фактора, т.е. человека, с его потребностями, желаниями, интересами, оказывается ключевой, определяющей <...>