Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №2 2015

ИДЕИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторПРУЖИНИН
Страниц8
ID372712
АннотацияСтатья посвящена обсуждению эпистемологических идей русских философов первой половины ХХ столетия (Г. Шпет, П. Флоренский, Р. Якобсон). Опираясь на проблематику «цельного знания», эти философы сумели сформулировать идеи семиотики и структурализма, обогатившие исследовательские традиции социальных и гуманитарных наук. В статье обосновывается тезис о том, что проблематика «цельного знания» имеет широкое методологическое значение и открывает новые культурно-исторические перспективы для современной эпистемологии гуманитарных наук.
ПРУЖИНИН, Б.И. ИДЕИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ / Б.И. ПРУЖИНИН // Философские науки .— 2015 .— №2 .— С. 120-127 .— URL: https://rucont.ru/efd/372712 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские науки – 2/2015 ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА В КОНТеКСТе ВРеМеНИ История философии и методология науки ИДеИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧеСКОЙ ЭПИСТеМОЛОГИИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Б.И. <...> ПРУЖИНИН Современная эпистемология и философия науки практически во всех ее вариантах принимает идею социокультурной обусловленности знания и идею историзма рефлексии «человека познающего» – будь то самосознание ученого или профессиональная философскометодологическая рефлексия над наукой. <...> При этом в отечественной эпистемологии сегодня обозначились три основных направления. <...> Первое доводит социокультурную относительность познания до трактовки знания как социальной конструкции. <...> Эта более радикальная эпистемологическая перспектива разрабатывается в рамках отечественной версии социальной эпистемологии. <...> Это концепция «конструктивного реализма» (преодолевающего альтернативу психологизма и антипсихологизма), дополненная философским анализом новейших направлений когнитологии и других специальных наук о познании2 , и культурно-историческая эпистемология, в которой признание культурной обусловленности «человека познающего» связано с пониманием культуры как знаково-символического феномена. <...> По своей сути, оба эти направления являются ответом на вызов популярных сегодня за рубежом (не только в философии, но и в науках о человеке) эпистемологического конструктивизма и социального конструкционизма. <...> В данной статье речь пойдет о культурно-исторической эпистемологии и ее основаниях в русской эпистемологической традиции. <...> Специфика культурно-исторической эпистемологии связана с трактовкой познания как культурного феномена, имеющего экзистенциально-символический смысл для «человека познающего». <...> И именно в этом процессе культурно-историческая эпистемо 120 История философии и методология науки логия видит основания преемственности, образующей «внутреннюю» социокультурную обусловленность научного познания <...>