Философские науки – 2/2015 ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА В КОНТеКСТе ВРеМеНИ История философии и методология науки ИДеИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧеСКОЙ ЭПИСТеМОЛОГИИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Б.И. <...> ПРУЖИНИН Современная эпистемология и философия науки практически во всех ее вариантах принимает идею социокультурной обусловленности знания и идею историзма рефлексии «человека познающего» – будь то самосознание ученого или профессиональная философскометодологическая рефлексия над наукой. <...> При этом в отечественной эпистемологии сегодня обозначились три основных направления. <...> Первое доводит социокультурную относительность познания до трактовки знания как социальной конструкции. <...> Эта более радикальная эпистемологическая перспектива разрабатывается в рамках отечественной версии социальной эпистемологии. <...> Это концепция «конструктивного реализма» (преодолевающего альтернативу психологизма и антипсихологизма), дополненная философским анализом новейших направлений когнитологии и других специальных наук о познании2 , и культурно-историческая эпистемология, в которой признание культурной обусловленности «человека познающего» связано с пониманием культуры как знаково-символического феномена. <...> По своей сути, оба эти направления являются ответом на вызов популярных сегодня за рубежом (не только в философии, но и в науках о человеке) эпистемологического конструктивизма и социального конструкционизма. <...> В данной статье речь пойдет о культурно-исторической эпистемологии и ее основаниях в русской эпистемологической традиции. <...> Специфика культурно-исторической эпистемологии связана с трактовкой познания как культурного феномена, имеющего экзистенциально-символический смысл для «человека познающего». <...> И именно в этом процессе культурно-историческая эпистемо 120 История философии и методология науки логия видит основания преемственности, образующей «внутреннюю» социокультурную обусловленность научного познания <...>