Историософский анализ Духовные истоки и развитие, или «Все дороги ведут в Рим» (Omnes viae ad Romam ducunt) РИМСКИЙ КАТОЛИЦИЗМ В ИСТОРИИ РУССКОЙ МЫСЛИ Вынесенная в общий заголовок латинская пословица – «Все дороги ведут в Рим» – имеет сегодня особое политическое и даже цивилизационное значение для тех, кто полагает себя европейцами, т.е. наследниками объединенного Римской империей Средиземноморья. <...> Относятся и те, кто иногда полагает себя составной частью «Третьего Рима» и даже наследники тех, кто на протяжении столетий противостоял католичеству, именуя папство кто «Вавилонской блудницей», кто царством «Великого Инквизитора». <...> Тысячу с лишним лет назад византийские императоры остановили воинов халифата, а затем Оттон Великий отразил кочевников, угрожавших захлестнуть то, что мы сегодня именуем Европой; он стал императором Священной Римской Империи. <...> «Римский пурпур, даже если он не отвечал более никакой материальной реальности, оставался единственным знаком, отвечавшим воображению. <...> Империя сохранялась для него, она лишь на время закатилась, но и через пять столетий ждет нового Феодосия и нового Траяна»1 . <...> Того, что стали именовать много позже «европейской цивилизацией», не было бы и без военных побед над идущими с Востока полчищами, и без организующей идеи христианской Империи. <...> Ни католичество, ни русская мысль не являются самотождественными и неизменными сущностями, некими вневременными идеями. <...> Известны трудности, с которыми мы сталкиваемся, говоря о «русской философии». <...> Если относить к ней только тех, кто каким-то образом выражал религиозное миросозерцание, то нам придется исключить не только подавляющее большинство философов советской эпохи, но также русских позитивистов, неокантианцев, феноменологов. <...> Ограничившись только без оговорок православными мыслителями, мы исключим тогда из числа русских философов не только народников и марксистов, Льва Толстого и Льва Шестова, но и некоторых <...>