Н. Л. Трауберг.
ЧЕСТЕРТОН (Chesterton), Гилберт Кит (29.V.1874, Лондон, -- 14.VI.1936, Беконсфилд) -- англ.
писатель. Род. в среднебурж. семье. Окончил школу Сент-Пол. В юности учился живописи. Первые
публикации -- сб-ки стихов "Играющие старики" ("Greybeards at play") и "Дикий рыцарь" ("The wild
knight", оба -- 1900) и сб. эссе "Защитник" ("The defendant", 1901). С 1900 до конца жизни был постоянным
сотрудником газет и журналов либерального направления. При жизни опубл. сб-ки стихов, рассказов, в
т. ч. о сыщике-священнике отце Брауне: "Неведение отца Брауна" ("The innocence of father Brown", 1911),
"Недоверчивость отца Брауна" ("The incredulity of father Brown", 1926) и др. Ч. принадлежат шесть
романов, в т. ч. "Наполеон из Ноттинг-хилла" ("The Napoleon of Notting Hill", 1904; в рус. пер. -"Наполеон
из пригорода", 1925) и "Человек, который был Четвергом" ("The man, who was Thursday", 1908,
рус. пер. 1914); неск. книг литературоведческого и религ. характера. Ч. -- автор ряда лит.-критич. работ:
"Викторианский период в литературе" ("The Victorian age in literature", 1913), монографии о творчестве
Р. Браунинга (1903), Ч. Диккенса (1906, рус. пер. 1929) -- одна из лучших работ в диккенсиане,
Дж. Б. Шоу (1909) и др. Выделяются романтич. поэмы Ч. "Лепанто" (1911) и "Баллада о белом
коне" (1911), балладно-песенный цикл "Вино, вода и песня" (1915), вошедший в роман "Перелетный
кабак" ("The flying inn", 1914, рус. пер. 1927).
Произв. Ч. отмечены единством проповеднич. мысли; он стремится разъяснить и внушить
определенную и цельную систему взглядов, а именно католич. ортодоксию. "Ортодоксия" ("Orthodoxy",
1908) -- заглавие самого известного цикла религ. эссе Ч. Из этой системы он не без натяжки выводил
псевдодемократич. утопию. Двойной опорой мысли Ч. была религ. авторитарность и вера в идеальное
достоинство "обычного человека" (common man). Осн. идея Ч. -- защита истинного, высокого порядка и
истинной духовной свободы против всех видов дурного порядка и дурной свободы -- тирании и анархии,
мещанства и богемы, но в первую очередь против прагматизма буржуа. Для многих его современников
(напр., для Дж. Б. Шоу или Р. Киплинга) категории порядка и свободы были несовместимы, и одним Ч.
казался мрачным консерватором и апологетом мещанства, другим -- либералом и богемным затейником.
Истинность категорий порядка и свободы, по Ч., поверяется их совместимостью друг с другом и с
признанием бесконечной ценности каждой человеческой личности. Полагая, что к такому единству ближе
всего подошли средние века, Ч. (под влиянием Дж. Х. Беллока, см. т. 9) рассчитывал на построение в
будущем "государства йоменов" с четким иерархич. укладом. В последние годы жизни он, однако,
начинает сомневаться в возможностях социального осуществления своей консервативной утопии.
Ч. писал намеренно легко, просто и занимательно, всячески избегая претенциозной
многозначительности, крайностей натурализма и эстетства, к-рые считал разрушением лит-ры изнутри.
Мир в его книгах изображен непривычным и романтически преображенным -- в надежде помочь
читателю освободиться от уныния, тупости и самодовольства ложной, "взрослой" жизни, от рутины бурж.
миропорядка. Несомненная демократичность Ч., сюжетная занимательность его произв., праздничная
необычность стиля и парадоксальность суждений обеспечили ему популярность в широких кругах
читателей. Особенно большое воздействие он оказал на писателей и мыслителей католич. мировоззрения
и на авторов, пишущих в детективном жанре.
Сочинения:
The club of queer trades, L., 1905; Tremendous trifles, L., 1909;
Manslive, L., [1912]; The return of Don Quixote, L., 1927;
Autobiography, L., 1936; The paradoxes of Mr. Pond, L., 1936;
Father Brown's stories, L., 1959;
В рус. пер. -Клуб
удивительных промыслов, Л., 1928;
Рассказы,М., 1958;
Избр. рассказы,М., 1971;
Рассказы,М., 1974.
Литература:
Стр.1