Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611233)
Контекстум
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №1 2016

«ЖИВОЙ» МУЗЕЙ КАК ИНТЕРТЕКСТ МОДЕРНИЗМА (60,00 руб.)

0   0
Первый авторСедых
Страниц16
ID371293
АннотацияВ статье предлагается осмыслить поэтику модернизма и ее основания (философия времени и памяти А. Бергсона) на примере творчества ведущих авторов эпохи. Как образ культурной истории и идеал модернизма рассмотрена идея «живого» музея и ее эквиваленты (у О. Мандельштама, Т. Элиота, Э. Паунда, Х.Л. Борхеса, П. Флоренского, Н. Федорова). Модернистская интерпретация культурной истории соотнесена с рядом культурологических концепций ХХ в. (А. Кребер, М. Бахтин, Ю. Лотман). Модернизм как целостность представлен также через обращение к его критике в постмодернистском романе У. Эко «Имя розы», где образ Хорхе Бургосского является ссылкой на фигуру Х.Л. Борхеса. Творчество Борхеса трактуется как исчерпание модернистской идеи.
Седых, О.М. «ЖИВОЙ» МУЗЕЙ КАК ИНТЕРТЕКСТ МОДЕРНИЗМА / О.М. Седых // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2016 .— №1 .— С. 49-64 .— URL: https://rucont.ru/efd/371293 (дата обращения: 04.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 1 О.М. Седых* «ЖИВОЙ» МУЗЕЙ КАК ИНТЕРТЕКСТ МОДЕРНИЗМА В статье предлагается осмыслить поэтику модернизма и ее основания (философия времени и памяти А. <...> Как образ культурной истории и идеал модернизма рассмотрена идея «живого» музея и ее эквиваленты (у О. Мандельштама <...> Модернистская интерпретация культурной истории соотнесена с рядом культурологических концепций ХХ в. <...> Модернизм как целостность представлен также через обращение к его критике в постмодернистском романе У. Эко <...> «Имя розы», где образ Хорхе Бургосского является ссылкой на фигуру Х.Л. Борхеса. <...> Творчество Борхеса трактуется как исчерпание модернистской идеи. <...> Манифестным для постмодернизма считается роман Умберто Эко «Имя розы» (1980). <...> В «Заметках на полях “Имени розы”» Эко будто уходит от вопроса, почему образ слепого библиотекаря-убийцы Хорхе Бургосского недвусмысленно отсылает к Хорхе Луису Борхесу (писатель работал библиотекарем, в 1955 г. возглавил Национальную библиотеку Аргентины, хотя к тому времени почти ослеп): «Все меня спрашивают, почему мой Хорхе и по виду и по имени вылитый Борхес и почему Борхес у меня такой плохой. <...> Но библиотека плюс слепец, как ни крути, равняется Борхес» [У. Эко <...> И все же за Хорхе, и романным, и реальным, стоит особая традиция, которую как в романе, так и в пределах провозглашаемой Эко поэтики представляется необходимым оставить позади: «…у Эко Хорхе — монах и живет в конце средневековья. <...> Идею такого музея-хронотопа можно рассмотреть как манифест модернизма и принцип модернистской поэтики. <...> По Бахтину, историю культуры нельзя рассматривать по принципу линейной эволюции: «…всякий действительно существенный шаг вперед сопровождается возвратом к началу (“изначальность”), точнее, к обновлению начала. <...> Еще большее влияние Бергсон, заговорив о творческой эволюции, оказал на сферу творчества. <...> Модернизм вел активные поиски творческого применения его идей, и русский — не исключение. <...> 53 «Творческая эволюция <...>