Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Литература США как художественный феномен (110,00 руб.)

0   0
АвторыСавченко Алла Леонидовна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц18
ID370999
АннотацияРазвернутая программа курса концентрирует внимание на основных вехах развития американской литературы от момента возникновения американской государственности и нации до второй половины XX в.
Кому рекомендованоРекомендована студентам 1-го курса очно-заочной формы обучения факультета романо-германской филологии.
Литература США как художественный феномен / А.Л. Савченко .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 18 с. — 18 с. — URL: https://rucont.ru/efd/370999 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЛИТЕРАТУРА США КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН (Программа курса «История американской литературы») Составитель А. Л. <...> Савченко Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 1 Утверждена научно-методическим советом филологического факультета 13 марта 2015 г., протокол № 3 Рецензент – доктор филологических наук, профессор О. А. Бердникова Программа подготовлена на кафедре зарубежной литературы филологического факультета Воронежского государственного университета. <...> Борьба американцев за отделение от Великобритании в XVIII в. <...> «Рип Ван Винкль» (1819) как романтическая новелла: главный герой, национальный колорит, функция фантастического элемента в раскрытии замысла автора. <...> По как родоначальник американской психологической («страшной»): «Падение дома Ашеров» (1839) и др., логической (детективной): «Убийство на улице Морг» (1841) и др., и научно-фантастической новеллы. <...> Его одержимость местью Белому Киту – «темной неуловимой силе». <...> Социальные тенденции в романе «Приключения Гекльберри Финна» (1884). <...> Значение романа для развития литературы США: «вся американская литература вышла» из одной книги – «Гекльберри Финна» (Э. Хемингуэй <...> Противопоставление Старого и Нового Света в романах писателя («Американец» (1877), «Женский портрет» (1881) и др. <...> Тема богатства, образы богатых людей и отражение «века джаза» в новеллах «Первое мая» (1921), «Алмаз величиной с отель “Риц”» (1922) и «Молодой богач» (1926). <...> Принцип «двойного ви′дения» в создании образа главного персонажа, его окружения и в заглавии произведения. <...> Функция символики в романе (Долина шлаков, глаза доктора Эклберга и др.) <...> Изменение повествовательной манеры в связи с изменением структуры образа главного персонажа: введение длинных монологов и аутодиалогов Роберта Джордана, почти полный отказ от использования <...>
Литература_США_как_художественный_феномен_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЛИТЕРАТУРА США КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН (Программа курса «История американской литературы») Составитель А. Л. Савченко Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 1
Стр.1
Введение Развернутая программа курса «История литературы США» для студентов 1 курса факультета романо-германской филологии (второе высшее образование) концентрирует внимание на основных вехах развития американской литературы от момента возникновения американской государственности и нации до второй половины XX в. К сожалению, из-за ограниченного количества учебных часов, выделяемых на изучение этого курса, за рамками программы осталось творчество таких видных деятелей литературы США, как Н. Готорн, Э. Диккинсон, Г. Адамс, Э. Паунд, А. Миллер, Т. Уильямс и некоторых других. Возникновение американской литературы Начало колонизации Североамериканского континента Англией, Францией и Испанией после открытия Х. Колумбом Америки в 1492 г. Возникновение первых английских поселений на Юге страны в 1606 г. и на Севере в 1620 г. Появление первых негров-рабов из Африки в 1616 г. в Вирджинии. Значение для дальнейшего развития страны и ее литературы прибытия англичан-пуритан на корабле «Майский цветок» (1620), основавших Плимутскую колонию, ставшую местом зарождения североамериканской культуры и литературы, так как колонисты привезли с собой обширный европейский опыт во всех сферах жизни. Постепенное освоение континента и желание поделиться впечатлениями вызвало к жизни прежде всего публицистические жанры: мемуары, описания путешествий из Старого Света в Новый, трактаты на темы религии и нравственности в период отсутствия традиции художественной литературы. Борьба американцев за отделение от Великобритании в XVIII в. Война за независимость 1775–1783 гг. Формирование государственности, американской нации и американского национального характера. Просвещение в Америке. Влияние идей французских энциклопедистов, английских просветителей и философов (Вольтера, Монтескье, Свифта, Дефо, Локка и Шефтсбери). Отличия американского Просвещения: бóльшая вера в силу разума, в просвещение народа, активное участие в общественных делах. Истоки американской литературы: 1. Библия. 2. Английская литературная традиция. 3. Индейский фольклор. 4. Фольклор американских негров. Бенджамин Франклин (1706–1790) и его роль в истории и литературе США. Биография. Принадлежность к «отцам-основателям» («Founding Fathers») наряду с Дж. Вашингтоном, Т. Джефферсоном и др. Человек, 3
Стр.3
Литература США от окончания Гражданской войны (1861–1865) до завершения Первой мировой (1914–1918) Становление реализма. Брет Гарт (1836–1902) – новеллист. Его внимание к образам простых людей – старателей и золотоискателей. Прославление лучших человеческих качеств: дружбы, взаимовыручки, любви и т.п. в сборнике новелл «Счастье Ревущего Стана» (1870). Местный колорит в его творчестве. Принадлежность к региональной литературе в цикле «Калифорнийских рассказов» (1860–1870). О. Генри (1862–1910) – новеллист. Юмор, изящество формы и симпатия к обездоленным в его произведениях. Герой – обыкновенный человек (Mr. Everybody). Амброз Бирс (1842–1941) – новеллист-сатирик, разоблачавший ужасы войны, в этом плане предвосхитивший С. Крейна и Э. Хемингуэя. Марк Твен (1835–1910) – первый выдающийся американский писатель-реалист. Биография М. Твена. Начало творческого пути: юмористические рассказы 1860 гг. и путевые заметки . «Простаки за границей» (1869). Использование сатиры, гротеска и гиперболизации. Связь твеновского юмора с грубоватым юмором фронтира. Сатира на жизнь США в романе «Позолоченный век» (1873), нипасанном совместно с Ч. Уорнером. Роман «Приключения Тома Сойера» (1876) – «эпос юности» (Д. Голсуорси). Особенности характера главного героя: непосредственность, тяга к приключениям, неприятие «скуки» жизни, доброта, безудержная фантазия и т.п. Дружба с Геком Финном. Социальные тенденции в романе «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Расширение горизонтов изображаемых событий. Эволюция характера Гека. Его дружба с негром Джимом; его колебания по поводу дилеммы: выдать или не выдать властям беглого раба Джима. Победа человечности в душе Гека. Значение романа для развития литературы США: «вся американская литература вышла» из одной книги – «Гекльберри Финна» (Э. Хемингуэй). Позднее творчество М. Твена. «Янки при дворе короля Артура» (1889), «Человек, который совратил Гедлиберг» (1899), «Таинственный незнакомец» (опубликован посмертно в 1916 г.) – острая сатира на так называемую европейскую и американскую демократию, неприятие несправедливости и ханжества в них. Изменение оптимистических взглядов на жизнь, характерных для Твена в начале творческой карьеры. Пессимизм в конце жизни, вызванный субъективными и объективными причинами. Натурализм в литературе США Влияние идей Э. Золя. Ф. Норрис (1870–1902). Биологизм и прямолинейный детерминизм в романах писателя. «Спрут»: изображение борьбы 6
Стр.6
фермеров против железнодорожной компании – «спрута», приводящего к обнищанию сельскохозяйственных рабочих. Образ поэта Пресли, воспевающего фермерский быт. Норрис – поборник социально-действенного искусства. Стивен Крейн (1871–1900). «Мэгги – дитя улицы» (1893) как натуралистическое произведение: выбор героини – уличной женщины, но чистой от природы, изображение низов общества. «Алый знак доблести» (1895) как первое антимилитаристское произведение в литературе США. Показ психологического состояния юноши Генри Флеминга, добровольно ушедшего в армию, испытавшего чувства страха на войне, но сумевшего преодолеть свою слабость. Антивоенная направленность романа. Движение «рагребателей грязи». Выступление группы молодых журналистов (И. Тарбелл, Л. Стеффенса и др.) против коррупции, бедственной жизни «низов», проституции и т.д. Значение этого движения в жизни общества. Действенность движения: раскрытие финансовых махинаций, подкупа в официальных государственных учреждениях и т.п. Г. Джеймс (1843–1916) как автор психологических романов и повестей. Биография. Повесть «Дейзи Миллер» (1879): воспроизведение в образе героини особенностей американского характера: его неоднозначности, простодушия, наивности, искренности, неприятие общепринятых правил. Противопоставление Старого и Нового Света в романах писателя («Американец» (1877), «Женский портрет» (1881) и др.). Литературоведческие статьи, в которых Джеймс размышляет о романе, принципах его создания, роли творца. Джек Лондон (1876–1916). Жизненный и творческий путь. Человек, который «сам себя сделал». Северные рассказы: пафос мужественности, любви к жизни, стойкости и верности долгу. («Мужество женщины», 1900; «Любовь к жизни», 1906 и др.). Идеи социализма в «Людях бездны» (1902) и «Железной пяте» (1907). Трагедия художника-творца в романе «Мартин Иден» (1909). Образ главного героя. Самообразование и самосовершенствование Мартина. Его путь к успеху в литературе и в жизни. Идеи Спенсера в романе. Разочарование в жизненных ценностях. Одиночество героя. Самоубийство. Популярность творчества Лондона в нашей стране. Теодор Драйзер (1871–1945). Биография писателя. «Сестра Керри» (1900): истории Керри и Герствуда. Одиночество героини. «Трилогия желания»: «Финансист» (1912), «Титан» (1914), «Стоик» (1947) как панорама жизни Америки. Фрэнк Каупервуд: изображение героя во многом с позиций натурализма (символическая сцена в аквариуме – иллюстрация теории Спенсера, волчьи законы бизнеса, любовь Фрэнка к Эйлин Батлер). Неоднозначное отношение Драйзера к своему персонажу. 7
Стр.7
Историко-литературный процесс между двумя мировыми войнами (1918–1939 гг.) 1920 годы: «великое десятилетие» – один из самых плодотворных периодов в истории литературы США. Реалистические течения: Ф. С. Фицджералд, Э. Хемингуэй, Д. Стейнбек, У. Фолкнер. Изображение «потерянного поколения» в американской литературе. Поэтический Ренессанс: творческие искания Э. Паунда и Т. С. Элиота. Т. С. Элиот (1888–1965). Критик и теоретик. Поэма «Бесплодная земля» (1922): композиция, мотивы поиска Грааля, краха цивилизации; символика поэмы, роль многочисленных цитат и аллюзий, связь с современностью. «Полые люди» (1922) как манифест пустоты человеческого существования и безнадежности человеческого удела. Особенности стихосложения. Р. Фрост (1874–1963) – поэт-лирик, воспевающий общечеловечские ценности: трудолюбие, любовь к природе, дружбу. Использование рифмованного стиха. «Красное десятилетие»: 1930 гг. Экономический кризис 1929 г. Популярность радикальных и социалистических идей в этот период. Новые черты в литературе – люди труда в новеллистике Э. Колдуэлла и романах Д. Стейнбека. Фрэнсис Скотт Фицджералд (1896–1940). Краткая биография. Начало творческого пути. Роман «По ту сторону рая» (1920). Основная проблематика, главные персонажи и жанровые особенности (роман воспитания). «Прекрасные и обреченные» (1922). Тема богатства, образы богатых людей и отражение «века джаза» в новеллах «Первое мая» (1921), «Алмаз величиной с отель “Риц”» (1922) и «Молодой богач» (1926). История создания романа «Великий Гэтсби» (1925). Роль авантюрного элемента в его сюжете. Продолжение темы «века джаза». Образ главного героя. Джей Гэтсби – «последний романтик». Источник романтических иллюзий Гэтсби – «американская мечта». Отношение к ней Фицджералда. «Американская мечта» в «Великом Гэтсби» и «Американской трагедии» Т. Драйзера. Роль авторской иронии в обрисовке образа Гэтсби и его окружения. Выявление автором романа причин, побудивших у Гэтсби стремление к богатству. Принцип «двойного ви′дения» в создании образа главного персонажа, его окружения и в заглавии произведения. Дэзи – излюбленный писателем образ «холодной красавицы». «Мишурная» красота, созданная Гэтсби вокруг себя. Функция символики в романе (Долина шлаков, глаза доктора Эклберга и др.). Введение фигуры Ника Каррауэя-рассказчика и его роль. Позиция автора в «Великом Гэтсби». 8
Стр.8