Аксиология как методология обучения текстовой деятельности Е.С.Богданова Аннотация. <...> В статье говорится об аксиологии как методологии обучения школьника текстовой деятельности, рассматривается аксиологический потенциал художественного текста и литературы в целом, указываются условия реализации аксиологического подхода к формированию умений текстовой деятельности школьников. <...> The article concerns axiology as methodology of teaching textual activity and axiological potential of the literary text and literature in general. <...> Старший школьник, художественный текст, аксиологический подход в обучении, система ценностей, текстовая деятельность, формирование ценностных установок. <...> Юношеский возраст — время формирования ценностных установок и построения иерархической системы ценностей, когда человек не просто отражает смыслы, а порождает их и принимает в качестве личностно значимых. <...> Среди требований к личностным результатам обучения выделяется сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции [1]. <...> Формирование ценностных установок и достижение личностной зрелости, усвоение ценностей своего народа и человечества зависят от опыта, полученного в сфере предметной и ментальной деятельности. <...> Естественно, что последняя активизируется в процессе чтения, когда художественный текст (ХТ) становится ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ средством приобщения к ситуациям, с которыми читатель не сталкивается в реальности. <...> Именно рождение новых смыслов, возможность проецировать на себя опыт, аккумулированный другим сознанием, постижение истории, культуры, внутреннего мира человека — вот что мотивирует опытного читателя к чтению книг. <...> Чтобы таким читателем стал школьник, необходимо обеспечить знание книг из доступного круга чтения. <...> Следовательно, методологической основой процесса формирования текстовой деятельности во всех ее формах (текстовоспринимающей, текстообразующей, интерпретационной) является аксиологический <...>