Бюджетные институты в странах с низким уровнем доходов . <...> Палестинский народ в поисках суверенитета и государственности . <...> БЮДЖЕТНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СТРАНАХ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ДОХОДОВ. <...> Сотрудники МВФ исследуют причины невыполнения бюджетов в развивающихся странах с низким уровнем доходов на душу населения, используя понятие «бюджетные институты». <...> Можно выделить 12 видов бюджетных институтов: процедура составления отчетов о финансовой ситуации в стране, процедура макроэкономического и бюджетного прогнозирования, процедура оценки бюджетного риска, независимое бюджетное агентство, бюджетные цели и правила, среднесрочные бюджетные ориентиры, показатели исполнения бюджета, межбюджетные отношения, правила расходования бюджетных средств, ограничение бюджетных расходов, парламентское утверждение бюджета, правительственная система исполнения бюджета. <...> Это движение, занимавшееся синтезом религиозно-мистических учений разных народов, было основано в 1875 г. русской авантюристкой и писательницей Е.П. Блаватской (1831–1891) и американским полковником Г. Олкоттом (умер в 1902 г.); в 1879 г. Теософское общество переместилось в Индию. <...> Роман отражает как детские (отец Киплинга был куратором Лахорского музея, что позволило юному Редьярду с детства вращаться в высшем англо-индийском обществе), так и зрелые впечатления писателя, занявшегося журналистикой: «В 1888 г. в возрасте двадцати двух лет Киплинг занимался политической пропагандой, направленной против 4 ежегодного Индийского конгресса, который должен был состояться в Аллахабаде. <...> В одном ряду с этими событиями – по степени общественного внимания – стояло и появление в Индии Теософского общества. <...> Следующий уровень – описание работы британских спецслужб, представленных в романе фигурой Крейтона, создавшего шпионскую сеть «СIB», которая в то же время является масонской ложей: «Киплинг изобразил Крейтона как наполовину независимо 10 2015.03.002 го от государства <...>
Социальные_и_гуманитарные_науки._Отечественная_и_зарубежная_литература._Серия_9_Востоковедение_и_африканистика._Реферативный_журнал_№3_2015.pdf
2015.03.001
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
1
СОЦИАЛЬНЫЕ
И
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУ КИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
СЕРИЯ 9
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ
И АФРИКАНИСТИКА
2015 – 3
Издается с 1972 года
Выходит 4 раза в год
МОСКВА 2015
Стр.1
2
ББК 94
C 69
Центр научно-информационных исследований
глобальных и региональных проблем
Отдел Азии и Африки
Редакционная коллегия серии
«Востоковедение и африканистика»:
А.И. Фурсов – канд. ист. наук, главный редактор,
А.В. Гордон – д-р ист. наук, зам. главного редактора,
Ю.И. Комар – канд. ист. наук, зам. главного редактора,
Н.Б. Шувалова – ответственный секретарь, Т.К. Кораев –
канд. ист. наук, М.С. Мейер – д-р ист. наук, ИСАА
МГУ, С.В. Минаев – канд. экон. наук.
Социальные и гуманитарные науки. ОтечестС
69
венная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение
и африканистика: РЖ / РАН. ИНИОН. Центр науч.информ.
исслед. глобал. и регионал. пробл. Отд. Азии
и Африки. – М., 2015. – № 3. – 160 c.
Журнал «Востоковедение и африканистика» включает реферативные
материалы по проблемам методологии и теории афроазиатских
цивилизаций, а также по экономике, социологии, культуре
и религии, истории и этнографии всех стран Африки и Азии,
включая новые государства Центральной Азии и Закавказья.
ББК 94
2015.03.001
Издано при поддержке Российского фонда содействия
образованию и науке
ISSN 2219-8822
© ИНИОН РАН, 2015
Стр.2
2015.03.001
3
СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ
Экономика
2015.03.001. Гупта С., Илаутинен С. Бюджетные институты в
странах с низким уровнем доходов ................................................5
История
2015.03.002. Хаксли Э. Киплинг, теософия и Бабу Мукерджи ........8
АФРИКА. БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК
Власть
2015.03.003. Беректаб Р. Попытки пересмотреть национальную
принадлежность, идентичность и подходы к построению
нации в Судане после раскола страны: Гражданская и
этническая модели ..........................................................................14
2015.03.004–007. Политические партии Турции в зеркале выборов
в местные органы власти. (Сводный реферат) .....................18
Международные отношения
2015.03.008. Курад Дж. Африка южнее Сахары как составная
часть нарождающейся триады? .....................................................33
История
2015.03.009. Люизар П.-Ж. Политическая история шиитского
духовенства (XVIII–XXI вв.)..........................................................36
2015.03.010. Кабха М. Палестинский народ в поисках суверенитета
и государственности ..........................................................54
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.3
4
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ
2015.03.011. Беукян С. Материнство как «армянскость»: Проявления
женственности в ходе конструирования армянской
национальной идентичности ......................................................... 64
ЮЖНАЯ, ЮГО-ВОСТОЧНАЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Социальные отношения
2015.03.012–016. Китай: Социальные проблемы экономического
роста. (Сводный реферат) ..................................................... 67
2015.03.017–022. Экологическая цивилизация и процветание
Китая. (Сводный реферат) ............................................................. 80
Экономика
2015.03.023–034. Экономический рост и экономические циклы
в Китае. (Сводный реферат) .......................................................... 87
2015.03.035–037. Проблемы бюджетно-налоговой системы Китая.
(Сводный реферат) ................................................................ 122
2015.03.038. Нго Ван Ву. Экономический рост Вьетнама в
2011–2013 гг. ................................................................................. 140
Международные отношения
2015.03.039–040. Вьетнам–США: Экономика, политика, идеология.
(Сводный реферат) ............................................................ 144
Культура
2015.03.041. Лэмберт-Хэрли С. Описывая первую брачную
ночь: Интимность и сексуальность в автобиографиях мусульманок
Южной Азии. .............................................................. 153
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ И ЗАГЛАВИЙ
РАБОТ, ОПИСАННЫХ НЕ НА АВТОРА ................................ 157
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ (№ 3. 2015) ................................... 158
2015.03.001
Стр.4
2015.03.001
СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ
5
ЭКОНОМИКА
2015.03.001. ГУПТА С., ИЛАУТИНЕН С. БЮДЖЕТНЫЕ ИНСТИТУТЫ
В СТРАНАХ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ДОХОДОВ.
GUPTA S., YLAUTINEN S. Budget institutions in low-incomе countries.
– Wash.: IMF, 2014. – 35 p.
Ключевые слова: развивающиеся страны; бюджетный процесс.
Сотрудники
МВФ исследуют причины невыполнения бюджетов
в развивающихся странах с низким уровнем доходов на душу
населения, используя понятие «бюджетные институты».
«Под бюджетными институтами в широком смысле понимаются
законы, процедуры и органы, которые влияют на составление
государственных бюджетов и их исполнение. Можно выделить
12 видов бюджетных институтов: процедура составления отчетов о
финансовой ситуации в стране, процедура макроэкономического и
бюджетного прогнозирования, процедура оценки бюджетного риска,
независимое бюджетное агентство, бюджетные цели и правила,
среднесрочные бюджетные ориентиры, показатели исполнения
бюджета, межбюджетные отношения, правила расходования бюджетных
средств, ограничение бюджетных расходов, парламентское
утверждение бюджета, правительственная система исполнения
бюджета. Первые четыре института позволяют понимать бюджетные
перспективы и проблемы, вторые четыре – формулировать
реалистичную финансовую стратегию, наконец, последние четыре –
проводить в жизнь эту стратегию» (с. 6).
В составлении и реализации государственных бюджетов
именно развивающиеся страны испытывают очень значительные
проблемы. Если брать 50 развивающихся стран с низким уровнем
Стр.5
6
2015.03.001
доходов на душу населения, то у 20% из них различие общих бюджетных
расходов с первоначально утвержденным бюджетом в
2011–2013 гг. в течение одного года доходило до 9%, у 42% это различие
доходило до 15%, у 22% различие превышало 15% в течение
одного года, а у 16% оно превышало 15% в течение двух лет (c. 5).
Что касается составления отчетов о финансовой ситуации в
стране, то власти всех беднейших развивающихся стран их составляют,
и в большинстве из них эти отчеты проверяются независимыми
аудиторами. В половине из этих стран публикуется статистика
активов и обязательств правительства, но она не включает
активы и обязательства всего государственного сектора экономики.
Примерно половина из беднейших развивающихся стран
публикует в бюджетах среднесрочный прогноз положения дел в
экономике, но обычно не анализируется, сбылись ли предыдущие
прогнозы. Долгосрочные прогнозы в этих странах являются редкостью.
Ни
в одной из этих стран в бюджетных документах не оценивается
бюджетный риск (связанный, например, с изменением
внешнеэкономической ситуацией). Не разрабатываются альтернативные
среднесрочные бюджетные сценарии на тот случай, если по
объективным причинам имеющийся сценарий окажется нереалистичным.
В большинстве стран правительство разрабатывает долговую
бюджетную стратегию – и в этой стратегии обычно оценивается
риск повышения стоимости обслуживания внутреннего и
внешнего долга, но никогда не оценивается риск снижения стоимости
бюджетных активов, которые могут быть направлены на погашение
долга. Почти во всех странах для предоставления бюджетных
гарантий государственным предприятиям требуется одобрение
парламента.
За редким исключением в развивающихся странах не существует
независимого агентства, которое должно оценивать надежность
бюджетных прогнозов и результаты действий правительства
по исполнению бюджета.
Что касается бюджетных целей и правил, то в половине развивающихся
стран правительства формулируют некие среднесрочные
цели и регулярно оценивают, достигнуты эти цели или нет.
В очень немногих странах эти цели закреплены законом, и почти
Стр.6