4 Бюллетень экспериментальной биологии и медицины, 2014, Том 157 № 1 ФИЗИОЛОГИЯ ИНДУКЦИЯ ЛАТЕНТНОЙ ПАМЯТИ УСЛОВНОЙ ПИЩЕВОЙ АВЕРСИИ И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИЯ В “АКТИВНОЕ” СОСТОЯНИЕ ЗАВИСЯТ ОТ ПРОЦЕССОВ ТРАНСЛЯЦИИ И ТРАНСКРИПЦИИ С.В. <...> П.К.Анохина РАМН, Москва Исследовали механизмы индукции и воспроизведения латентной (скрытой) памяти условной пищевой аверсии у виноградных улиток. <...> После первоначального обучения (однократного сочетания пищевого стимула и электрошока) аверсивных реакций на предъявления условного пищевого стимула не выявлено. <...> Повторное сочетание стиму лов через 12 сут после первого сочетания приводило к появлению аверсивных пищевых реакций, которые сохранялись не менее 14 сут. <...> Инъекции ингибитора синтеза белка (циклогексимида) или РНК (аманитина) сразу после первого или второго сочетания стимулов вызывали подавление воспроизведения навыка. <...> Сделано предположение о том, что однократное сочетание пищевого и подкрепляющего стимулов вызывает зави симую от процессов трансляции и транскрипции индукцию латентной памяти условной пищевой аверсии, трансформация которой в активное состояние при повторном соче тании стимулов также зависит от синтеза новых белков и РНК. <...> Ключевые слова: латентная память, ингибиторы синтеза белка и РНК, условная пищевая аверсия, виноградная улитка Для формирования долговременной памяти при обучении необходим процесс ее консолидации, который зависит от синтеза белков и мРНК [4,9]. <...> Вместе с тем все более очевидно, что после завер шения процесса консолидации в течение продол жительного времени может происходить реорга низация долговременной памяти — ее интеграция с другими видами памяти, усиление, ослабление, искажение и даже полное “стирание” [4,15]. <...> Для перехо да латентной памяти в активное состояние ис пользуют процедуру напоминания или повторное обучение. <...> Цель данной работы — исследовать механиз мы формирования латентной памяти условной <...>