Безопасность Современная нормативная база обеспечения безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта А. А. Зайцев, д-р экон. наук, профессор, руководитель Научнообразовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) В. В. Шматченко, канд. техн. наук, доцент ПГУПС В основе эффективности применяемых сегодня систем управления безопасностью высокоскоростных железных дорог лежат принципы упреждающего реагирования на появление опасных событий и соответствие ключевым международным стандартам. <...> В статье рассмотрены вопросы нормативного обеспечения безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта, проанализирован зарубежный опыт и сделаны выводы применительно к российской практике. основаны на следующих принципах упреждающего реагирования на появление опасных событий: 1) принцип «нового подхода» – приС П. А. Плеханов, канд. техн. наук, доцент ПГУПС менение методов прогнозирования (методов априорного оценивания) при оценке безопасности и обосновании мер по обеспечению безопасности; 2) оценка безопасности с учетом риска случайных и систематических отказов; 3) управление безопасностью в комплексе с управлением надежностью, готовностью, ремонтопригодностью, материально-техническим обеспечением и стоимостью жизненного цикла. <...> Д. Н. Роенков, канд. техн. наук, доцент ПГУПС Необходимость «нового подхода» к обеспечению безопасности Формально такая необходиВ. <...> Г. Иванов, старший преподаватель ПГУПС мость была установлена Директивой Европейского Парламента и Совета Европы от 29.04.2004 г. № 2004/49/EC (Railway Safety Directive), предписывающей использовать следующее: 1) анализ и управление риском на всех этапах жизненного цикла технических систем, участвующих в формировании перевозочной услуги, причем на ранних этапах жизненного цикла выполняются прогнозные <...>