Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637282)
Контекстум
Электро-2024

Характер человеческого знания

0   0
Первый авторЧернышевский Николай Гаврилович
Издательство[Б.и.]
Страниц10
ID3673
Кому рекомендованоЛитературная критика
Чернышевский, Н.Г. Характер человеческого знания : Статья / Н.Г. Чернышевский .— : [Б.и.], 1885 .— 10 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/3673 (дата обращения: 31.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Не зная предметов, мы не можем сличать с ними наши представления о них; потому не можем знать, походят ли наши представления о предметах на предметы. <...> То, что их две, достоверно потому, что для каждого из двух наших представлений, каждое из которых -- особое представление об особой руке, должно быть особое основание: следовательно, существование двух групп чего-то не подлежит сомнению.-- Итак, есть у нас руки или нет, вопрос неразрешимый: мы знаем только, что если у нас есть руки, то у нас действительно две руки; а если у нас нет рук, то число групп чего-то, существующих у нас вместо рук, тоже не какое-нибудь иное число, а число два.-- Таково учение об относительности человеческого знания. <...> Эти ученые также называют свое схоластическое пустословие учением об относительности человеческого знания. <...> - А то, что мы знаем лишь наши представления о предметах, самих же предметов не знаем и не можем знать,-- это основная истина науки, то есть естествознание. <...> Один ли он натуралист такого образа мыслей, как он? <...> По крайней мере, было б очень странно, если бы нашелся, кроме него, хоть еще один натуралист, который признавал бы неразрешимым вопрос о том, действительно ли есть руки у человека. <...> Пока не принято за истину отрицание существования человеческого организма, логика не допускает и самой постановки вопроса о том, знаем ли мы предметы; только когда признано за истину, что мы -- не люди, что мы ошибаемся, воображая себя людьми, является вопрос о том, можем ли знать предметы; и логический ответ будет: не можем. <...> Люди знают очень мало сравнительно с тем, сколько хотелось бы и полезно было бы им знать; в их скудном знании очень много неточности; к нему примешано много недостоверного и, по всей вероятности, к нему еще остается примешано очень много ошибочных мнений.-- Отчего это? <...> Эту зависимость человеческих знаний от человеческой природы принято у натуралистов называть относительностью <...>
Характер_человеческого_знания.pdf
H. Г. Чернышевский Характер человеческого знания H. Г. Чернышевский. Собрание сочинений в пяти томах. Том 4 Статьи по философии и эстетике Библиотека "Огонек" М., "Правда", 1974 Составление и общая редакция Ю. С. Мелентьева. OCR Бычков М. Н. Есть руки у человека, у которого обе руки целы? -- Есть. -- Так ли? -- Так. По-вашему, так. И по-моему, так. И продолжаем. Сколько рук у того человека, у которого обе руки целы? -- Две. -- Здравствуйте, господа.-- Это вошел ученый, один из знакомых мне ученых.-- О чем разговариваете? -- Да вот о том, что у человека, у которого обе руки целы, две руки. -- По-вашему, это так? -- По-нашему, это так. -- Вы ошибаетесь, господа. Это не так. -- Не так? То как же? -- Вот как: человеку, которому кажется, что обе руки у него целы, кажется, что у него две руки; и если б ему было известно, что у него есть руки, то у него было бы две руки; но есть у него руки или нет, это неизвестно ему и не может быть известно; ни ему, ни кому из людей. Мы знаем только наши представления о предметах, а самих предметов не знаем и не можем знать. Не зная предметов, мы не можем сличать с ними наши представления о них; потому не можем знать, походят ли наши представления о предметах на предметы. Быть может, походят; но, быть может, не походят. Если походят, то они -- представления о действительно существующих предметах. Если не походят, то они -представления не о предметах, действительно существующих, а о предметах несуществующих. Которая из этих двух альтернатив соответствует факту, мы не знаем и не можем знать.-- Мы имеем представление о руке. Следовательно, существует нечто, возбуждающее в нас представление о руке. Но мы не знаем и не можем знать, сходно ли наше представление о руке с этим нечто, возбуждающим его. Быть может, сходно; в таком случае то, что мы представляем себе, как руку, действительно рука, и у нас действительно есть руки. Но быть может, наше представление о руке не сходно с действительно существующим нечто, к которому мы относим его; в таком случае то, что мы представляем себе, как руку, не существует, и у нас нет рук; вместо рук у нас есть какие-то группы чего-то, какие-то, не похожие на руки, группы чего-то неведомого нам, но рук у нас нет; и достоверно об этих группах чего-то лишь то, что их две. То, что их две, достоверно потому, что для каждого из двух наших представлений, каждое из которых -- особое представление об особой руке, должно быть особое основание: следовательно, существование двух групп чего-то не подлежит сомнению.-- Итак, есть у нас руки или нет, вопрос неразрешимый: мы знаем только, что если у нас есть руки, то у нас действительно две руки; а если у нас нет рук, то число групп чего-то, существующих у нас вместо рук, тоже не какое-нибудь иное число, а число два.-- Таково учение об относительности человеческого знания. Оно -- основная истина науки. Вы теперь видите, господа, что научная истина так же далека от невежественного предубеждения, которого держались вы, предполагая, будто бы нам может быть известно, что у нас есть руки, как и от фантазерства тех ученых, которые утверждают, что у нас нет и не может быть рук. Эти ученые также называют свое схоластическое пустословие учением об относительности человеческого знания. Но они философы, то есть фантазеры, а не натуралисты. Их учение -- вздор, противоречащий естествознанию. Можем ли мы знать, что наши представления о предметах не сходны с предметами, когда мы знаем только наши представления о предметах, а самих предметов не знаем, то есть не можем и сличать наших представлений с предметами? - - А то, что мы знаем лишь наши представления о предметах, самих же предметов не знаем и не можем знать,-- это основная истина науки, то есть естествознание. Мой знакомый, как видите, натуралист.
Стр.1