ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ ТУРИЗМА Рекомендовано Учебно-методическим советом института в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 Туризм Москва 2016 РЕКОМЕНДОВАНО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ МГИИТ В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 43.03.02 ТУРИЗМ Кутепова Г. Н., Николашин В.Н. <...> Законы организации и законы для организации . <...> Сущность и содержание понятия эффективнос ти, применительно к производственным процессам . <...> Условия развития и виды предпринимательства в индустрии туризма. <...> Виды предпринимательства в сфере сервиса и туризма . <...> Туристская организация как открытая экономическая система . <...> Классификация затрат на производство и реализацию туристских услуг . <...> Организация производства – вид деятельности людей, направленный на соединение всех элементов производства в единый процесс, обеспечение их рационального сочетания и взаимодействия в целях достижения экономической и социальной эффективности. <...> Производственно-техническое единство предприятия определяется комплексом средств производства, обладающих технологическим единством и взаимосвязью отдельных стадий технологических процессов, в результате которых сырье и материалы превращаются в готовую продукцию. <...> Производственно-техническое единство предприятия позволяет оказывать дополнительные услуги и выполнять определенные дополнительные работы с целью извлечения прибыли. <...> Организационное единство предприятия определяется наличием единого коллектива и единого руководства, наличием общей и организационной структуры. <...> Экономическое единство предприятия определяется единой основной целью деятельности – получением прибыли и общностью экономических результатов работы: объемом реализуемой продукции, уровнем рентабельности и другими показателями. <...> В индустрии туризма для туроператоров – это производство турпродукта, для авиакомпании <...>
Организация_производства_на_предприятии_туризма__Учебное_пособие_для_обучающихся_по_направлению_подготовки_43.03.02_Туризм.pdf
РЕКОМЕНДОВАНО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ МГИИТ
В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 43.03.02 ТУРИЗМ
Кутепова Г. Н., Николашин В.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА
ПРЕДПРИЯТИИ ТУРИЗМА. Учебное пособие для обучающихся по
направлению подготовки 43.03.02 Туризм – М.: МГИИТ, 2016 - 196 с.
Учебное пособие по курсу «Организация производства на предприятии
туризма» предназначено для студентов очной и заочной (дистанционной)
формы обучения.
Московский государственный институт
индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича, 2016
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................................................ 5
Раздел 1. Основы общей теории организации производства ........................................................ 6
Тема 1.1. Производственное предприятие ........................................................................................6
1.1.1.Основные характеристики, цели и задачи предприятия ..................................................................................... 6
1.1.2. Производственный процесс ....................................................................................................................................... 7
1.1.3. Структура производственного предприятия ......................................................................................................... 8
Тема 1.2. Сущность и принципы общей теории организации производства ................................... 10
1.2.1. Организация-процесс и организация-явление .................................................................................................... 10
1.2.2. Вертикальный и горизонтальный уровни разделения труда в организации .............................................. 10
1.2.3. Организационно-правовые формы организаций................................................................................................ 11
1.2.4. Производственные отношения................................................................................................................................ 12
1.2.5.Сущность организации производства .................................................................................................................... 14
1.2.6. Формы организации производства ........................................................................................................................ 15
Тема 1.3. Организация как система ................................................................................................. 19
1.3.1. Основные понятия теории систем. Определение, признаки и свойства систем ....................................... 19
1.3.2. Виды систем. Технические, биологические и социальные системы............................................................ 21
1.3.3. Классификация систем .............................................................................................................................................. 22
1.3.4. Особенности социальных систем. Социальные и экономические связи. Влияние уровня связей на
состояние организации: метод анализа состояния организации .............................................................................. 23
1.3.5. Объективные и субъективные процессы в организации.................................................................................. 24
1.3.6. Сущность системного подхода. Основные термины и понятия системного подхода............................. 25
1.3.7. Правила применения системного подхода .......................................................................................................... 26
1.3.8. Примеры использования методов теории систем при изучении причинно-следственной связи......... 29
Задания для самостоятельной работы ............................................................................................. 32
Тема 1.4. Общие понятия о зависимостях, законах и закономерностях организации ...................... 33
1.4.1. Зависимости, законы и закономерности организации...................................................................................... 33
1.4.2. Условия перерастания зависимости в закон ....................................................................................................... 35
1.4.3. Законы организации и законы для организации ................................................................................................ 37
1.4.4. Основополагающие законы организации. Потенциал организации. Закон синергии ............................. 39
1.4.5. Варианты реализации закона синергии. Признаки достижения синергии в организации ..................... 45
1.4.6. Закон самосохранения ............................................................................................................................................... 48
1.4.7. Закон развития ............................................................................................................................................................. 51
1.4.8. Принципы инерции и самозависимости, эластичности, непрерывности, стабилизации ........................ 54
Тема 1.5. Организация и управление .............................................................................................. 60
1.5.1. Система управления компанией. Основные элементы системы управления компанией ...................... 60
1.5.2. Взаимосвязь элементов системы управления компанией. Методология, процесс и техника
управления ............................................................................................................................................................................... 61
1.5.3.Общие принципы организации: принципы соответствия целей и ресурсов, распорядительных
функций и подчинения, эффективности производства и экономичности ............................................................. 63
1.5.4. Принципы оптимальности: централизации и децентрализации, прямоточности, ритмичности и
синхронизации ........................................................................................................................................................................ 67
Тема 1.6. Системная концепция организации производства ........................................................... 72
1.6.1. Определение производственной системы. Предприятие как производственная система...................... 72
1.6.2. Виды производственных систем ............................................................................................................................ 73
1.6.3. Модель организации производства ........................................................................................................................ 75
1.6.4. Процесс организации производства ...................................................................................................................... 78
Тема 1.7. Стратегия развития производственных систем ................................................................ 80
1.7.1. Понятие о развитии производственных систем ................................................................................................. 80
1.7.2. Сущность совершенствования и развития организации производственной системы............................. 82
1.7.3. Основные закономерности развития производственных систем .................................................................. 83
1.7.4. Модель и этапы формирования стратегии развития производственных систем ...................................... 85
1.7.5. Основные стратегии развития производственных систем .............................................................................. 88
1.7.6. Понятие и классификация организационных резервов.................................................................................... 90
3
Стр.3
1.7.7. Разработка программы реализации организационных резервов ...................................................................91
1.8. Эффективность организации производства .............................................................................. 92
1.8.1.Сущность и содержание понятия эффективнос ти, применительно к производственным процессам .92
1.8.2. Факторы эффективности организации производства .......................................................................................95
1.8.3. Эффект и критерии эффективности организации производства ...................................................................96
Раздел 2. Организация производства на предприятии туризма ...................................................99
Тема 2.1. Особенности организации индустрии туризма ................................................................ 99
2.1.1. Роль, место и функции социально-культурного сервиса и туризма в экономике России .....................99
2.1.2. Общая характеристика, особенности и структура межотраслевого комплекса, влияние его на
экономику страны ................................................................................................................................................................101
2.1.3. Предпринимательство, как основной элемент экономики социально-культурного сервиса и
туризма. Условия развития и виды предпринимательства в индустрии туризма. .............................................107
2.1.4. Виды предпринимательства в сфере сервиса и туризма ................................................................................111
2.1.5. Понятие сферы туристского бизнеса ...................................................................................................................120
2.1.6. Сферы туристского бизнеса. Сфера производства: виды, особенности функционирования,
проблемы развития ..............................................................................................................................................................121
2.1.7. Сфера коммерции: отличительные признаки, сущность коммерческой туристской сделки и
посредничества .....................................................................................................................................................................125
2.1.8. Сфера финансово-кредитного предпринимательства: сущность, основные черты и элементы.........130
2.1.9. Сфера консалтинга: особенности и проблемы становления в России .......................................................132
Тема 2.2. Экономическая модель туристской организации........................................................... 136
2.2.1. Туристская организация как открытая экономическая система ..................................................................136
2.2.2. Функции, права и ответственность туристской организации.......................................................................140
2.2.3. Механизм функционирования туристской организации в современных экономических условиях .145
Тема 2.3. Производство туристских услуг .................................................................................... 150
2.3.1. Производственный цикл туристской организации ..........................................................................................150
2.3.2. Снабжение в сфере сервиса и туризма ................................................................................................................151
2.3.3. Организация производства туристских услуг. Производственная мощность туристской организации
...................................................................................................................................................................................................156
2.3.4. Технология организации предпринимательства в туризме...........................................................................160
2.3.5. Коммерческий расчет и оценка возможностей туристского бизнеса .........................................................161
2.3.6. Разработка бизнес-плана для туристской организации ..................................................................................166
Тема 2.4. Основные экономические показатели предприятий индустрии туризма ....................... 172
2.4.1. Себестоимость туристских услуг .........................................................................................................................172
2.4.2. Классификация затрат на производство и реализацию туристских услуг ................................................173
2.4.3. Ценообразование на рынке туристских услуг...................................................................................................175
2.4.4. Выручка от реализации и налогообложение туристского бизнеса .............................................................178
2.4.5. Прибыль и рентабельность.....................................................................................................................................179
Тема 2.5. Оценка эффективности организации производства на предприятиях туристского бизнеса
..................................................................................................................................................... 181
2.5.1. Сущность и виды эффективности в индустрии туризма................................................................................181
2.5.2. Система показателей экономической эффективности туристского бизнеса ............................................184
2.5.3. Факторы и пути повышения эффективности предпринимательства в сфере сервиса и туризма .......189
Заключение......................................................................................................................................193
Библиография..................................................................................................................................195
4
Стр.4