Составитель: профессор П.М. Кольцов
Археология. Программа лекционного курса и планы семинарских занятий
для студентов 1 курса исторического отделения / Калм. ун-т; Сост.
П.М. Кольцов, Элиста, 2005. 28 с.
ВВЕДЕНИЕ
Археология - наука об историческом прошлом человечества. Ее изучение
способствует формированию у студентов фундаментальных знаний о закономерностях
процесса исторического развития. На основе археологических источников
складывается целостное представление о возникновении и развитии
человечества, его материальной и духовной культуры; понятие археологической
культуры; определение относительной и абсолютной хронологии; возможности
использования данных письменных источников, лингвистики и антропологии
для оценки и интерпретации археологических материалов.
Дня успешного изучения данного предмета студентам необходимо усвоДанный
курс представляет комплекс лекционных и семинарских занятий.
Программа лекционного курса освещает основной круг наиболее важных и
сложных проблем в археологии.
Планы семинарских занятий содержат вопросы по каждой теме, список
литературы и контрольные вопросы, ориентирующие студентов к итоговому
экзамену.
Печатается по решению учебно-методического совета гуманитарного
института
Рецензент - канд. ист. наук, доцент СМ. Мургаев
ить определенные знания по следующим дисциплинам: этнология, история
первобытного общества, основы геологии, палеогеография и др.
В учебном процессе используется целый перечень технических средств и
наглядных пособий: карты, где отмечены места тех или иных исторических
событий, границы археологических культур, конкретного памятника (поселения,
городища, города и т.д.); схемы и иллюстрации; монографии; археологические
материалы (керамические сосуды, украшения, орудие, каменные орудия
труда и др.); слайды.
Содержание курса по предмету "Основы археологии" излагается преподавателем
по разделам, соответствующим общепринятой археологической периодизации:
каменный век (палеолит, мезолит, неолит), энеолит, бронза и железный
век.
Археология каменного века - начальный и во многом решающий этап разПодписано
в печагь 22.12.2005. Формат 60x84/16. Усл. печ. л. 1,63.
Тираж 100 экз. Заказ № 472/1д.
Издательство Калмыцкого университета.
358000, г. Элиста, ул. Пушкина, И
вития человеческого общества. В данном разделе особое внимание следует
обратить на археологическую периодизацию первобытной истории. Причем,
она должна быть тесно увязана с основными этапами антропогенеза, а также
экологическими изменениями в разные периоды становления и развития первобытного
общества. В учебной литературе нет полной археологической периодизации
в виде отдельной таблицы или схемы, которые содержали бы названия
и хронологические рамки археологических эпох в их последовательности.
Поэтому студенту следует выучить схему периодизации истории человечества,
данную в лекции преподавателя. Без знания этой периодизации невозможно
успешное освоение курса по археологии. Отдельные схемы можно
найти в учебнике А.И. Мартынова "Археология" (схема периодизации палеолита
Евразии и некоторых археологических культур).
Энеолит и бронзовый век - это археологические эпохи металлургического
производства и дальнейшего развития производящей экономики. Здесь рассматриваются
общие закономерности в развитии археологических культур
3
Стр.2
энеолита и бронзы, объединенных в Циркумпонтийскую металлургическую
провинцию (ЦМП).
Археология железного века изучает этнические, хозяйственно-культурные
и исторические общности Евразии. В этом же разделе рассмотрены наиболее
яркие достижения древневосточной и античной цивилизации. Особое внимание
уделено кочевникам южнорусских степей и археологии древней Руси.
Студент, изучивший курс - основы археологии, должен знать: основные
термины и понятия существующие в археологии, археологическую периодизацию
истории человечества, названия, последовательность и хронологические
рамки археологических эпох, содержание основных археологических культур,
а также о роли археологии в системе исторических знаний.
Полученные в ходе учебного процесса знания по археологии студент должен
уметь применять при написании научных докладов, курсовых и дипломных
работ. Во время полевой практики применить методику исследования (раскопок)
археологических памятников - стоянок, поселений, курганов. Уметь
работать с нивелиром, компасом, проводить фотофиксацию, консервацию находок,
вести полевую документацию. Текущий контроль по усвоению студентами
полученных знаний осуществляется в ходе учебного процесса, на семинарских
занятиях, контрольных работ и во время производственной практики.
В данной программе предлагаются темы лекций, планы семинарских занятий
и списки рекомендованной литературы по подготовке к практическим занятиям
и контрольные вопросы к экзамену по дисциплине.
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Предмет археологии, ее методы, задачи и источники
Археология, ее место в системе исторического образования. Роль археологии
в изучении древнейшего прошлого человечества. Предмет археологии, ее
задачи. Виды археологических источников. Методы, применяемые в археологии:
сравнительный, типологический, естественнонаучный, экспериментальный
и другие. Характеристика основных видов археологических памятников.
Археологическая периодизация истории человечества: каменный век, энеолит,
бронзовый век, железный век.
Государственная система охраны и использования памятников истории и
культуры в Российской Федерации. Законодательные акты Российской Федерации
и Республики Калмыкия "Об охране и использовании памятников истории
и культуры". Основные положения законов. Ответственность исследователя
получившего Открытый лист (разрешение на проведение археологических
разведок или раскопок) от Полевого комитета Института археологии РАН.
Познавательная и воспитательная функция памятников истории и культуры, в
4
частности археологии. Роль школы и учителей в деле сохранения памятников
археологии.
Тема 2. Палеолит
Характеристика эпохи и ее периодизация (олдувай, ашель, мустье, верхний
палеолит). Этапы антропогенеза по данным различных наук. Находки древних
гоминид - архантропов (австралопитековые и их разновидности — питекантропы,
синантропы и др.) и первых артефактов (чопперы, чоппинги, сфероиды
и др.). К вопросу о прародине человека (полицентризм и моноцентризм).
Происхождение кроманьонского человека или Homo Sapiens. Каменные
орудия как источник производственной деятельности первобытного человека.
Природные условия в палеолите на территории Евразии. Взаимосвязь
природной среды и первобытного общества. Влияние оледенения на изменение
природной среды в позднем плейстоцене Евразии. Памятники палеолита
на территории России и стран СНГ.
Олдувайская культура Восточной Африки (открытия Л. Лики древнейших
галечных орудий). Хронологические рамки олдувая: 2,8 млн. лет -1,8 млн.
лет назад.
Ашель. Хронологические рамки эпохи: 1,8 млн. лет назад - 150 тыс. лет
назад. Ашельские памятники Евразии. Освоение человеком огня. Ведущие
формы каменных орудий: бифасы, орудия на отщепах и пластинах. Ашельские
памятники на территории Крыма, Кавказа и Русской равнины.
Мустье. Хронологические рамки мустьерской эпохи: 150-40 (30) тыс. лет
назад. Археологические памятники среднего палеолита и область их распространения
(Крым - Заскальная 6, Киик-Коба, Волчий, Чокурча, Староселье,
Шайтан-Коба и др.; Кавказ - Джручула в Имеретии, Кударо 1 и Цона в Южной
Осетии, Ахштырская, Навалишинская и Воронцовская пещеры, Ильская стоянка
на Кубани и др.). Самые ранние погребения (Тешик-Таш в Средней Азии
и Староселье в Крыму), зачатки искусства и домостроительства. Антропологические
находки. Неандертальская проблема по археологическим данным.
Основные области развития культур мустьерской эпохи: Кавказ, тяготевший к
традициям Передней Азии; центр европейской части России, частично Причерноморье,
где традиции культуры были больше связаны с зоной Центральной
Европы; Средняя Азия, Казахстан и Южная Сибирь, связанные с галечной
центральноазиатской техникой.
Поздний (верхний) палеолит. Хронологические рамки позднего палеолита:
40 (30) тыс. лет назад - 12 (10) тыс. лет назад. Это время формирования
человека современного вида. Палеофафические условия эпохи: ледниковый
климат, рядом начиналась зона приледниковой тундры, южнее простиралась
зона степей с перелесками, а далее к югу росли леса из дуба, фаба и бука.
5
Стр.3