Когнитивное пространство МОРАЛЬНОЕ ЧУВСТВО КАК ФЕНОМЕН ГНОСЕОЛОГИИ * Д. А. ШАМИС Постановка проблемы: моральное чувство в перспективе гносеологии Есть много представлений об истоке морали: Бог, разум, естественные склонности. <...> Причиной здесь является не столько искренний научный интерес, сколько животрепещущая проблема самого содержания морального требования, как кажется, непосредственно следующего из разрешения упомянутого спора. <...> Но, как возвестил еще Юм, а за ним и Кант, прежде чем делать заключения относительно мира, следует обратить внимание на того, кто производит эти заключения. <...> Первая мысль, которая возникает при обращении к данной проблеме, заключается в том, что мораль, каким бы ни был источник ее предписания, не может предполагать случайное соответствие максим частной воли должному. <...> Поэтому всякая онтология морали должна предполагать соответствующие ей способы познания, обнаруживающие истинный1 моральный закон. <...> Иными словами, если мораль как утверждение должной формы человеческого поведения существует, то человек должен обладать специфической способностью к ней прийти. <...> Может ли поступок человека противоречить его желанию? <...> Не вдаваясь здесь в тонкости теории действия, можно лишь заметить, что моральность поступка определяется не только соответствием субъективной максимы всеобщему закону, но и наличием стремления к этому соответствию у действующего субъекта. <...> Владимир Соловьев в своем произведении «Оправдание добра» с изумительной ясностью ставит вопрос, заставляющий предельно точно увидеть проблему: «При * В статье использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта «Метафизический реализм: трансцендентное в современной философии» в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2014 г., грант 13–05–0032. <...> ФН – 10/2015 112 Когнитивное пространство полном и отчетливом знании добра может ли, однако, данное разумное существо оказаться настолько к нему невосприимчивым, чтобы безусловно <...>