Философские науки – 10/2015 ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ Философская мысль: рецепция и интерпретация ПРОБЛЕМА «Я» И «ДРУГОГО» В ФИЛОСОФСКОМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАКУРСАХ: ОТ ГЕГЕЛЯ К ЛАКАНУ * Д. Э. ГАСПАРЯН Введение Если мы задумаемся над тем, откуда мы знаем о собственном Я, то этот вопрос вначале покажется нам очень простым, но если мы поразмышляем над ним еще немного, то увидим, насколько он сложен. <...> Субъекту в младенческом возрасте все перцепции даны единым нерасчлененным потоком. <...> Ощущение собственного тела слито с ощущением внешнего предмета таким образом, что нет никакой возможности определить, где заканчивается тело и начинается предмет. <...> 62 Философская мысль: рецепция и интерпретация ствие не знакомит нас с формой своего собственного тела»2 . <...> Но тогда, каким образом младенец, не имеющий возможности взглянуть на себя со стороны, мог бы заключить о границах собственного тела? <...> Скорее сам субъект есть результат внешних манипуляций и появляется как продукт или результат работы по субъективации – вторым шагом и по итогам успешно проведенной операции по трансплантации формы Я. <...> Лакана, не побоявшегося перенести эту тему из области чистой философии в область психологии. <...> Благодаря его усилиям эта тема не только перестала быть исключительно спекулятивной и чересчур абстрактной, но даже получила некоторое при Д. Э. ГАСПАРЯН. <...> Лакан, таким образом, поместил вопрос, традиционно считавшийся достоянием метафизических рефлексий, в область психологических изысканий, что означало возможность экспериментальной проверки и верификации опытом. <...> Впрочем, как хорошо известно, Гегель остался бы для французского крыла континентальных философов глубоко чуждым автором, если бы не усилия А. Кожева <...> – главного популяризатора и тематизатора наследия Гегеля, преподнесшего его французской интеллектуальной элите. <...> Стараниями Кожева Гегель приобрел огромную популярность в среде французских интеллектуалов <...>