Теоретические аспекты использования краеведения в школьном туризме………………………………………………………………. <...> ….…….9 1.2 Краеведение, как компонент культурно-исторического образования и как средство комплексного воспитания человека…………………………. <...> Предложения по развитию школьного туризма в аспекте краеведческой работы на примере школ Дмитровского района…………. <...> ….60 3.1 Опыт использования краеведческого материала на базе Новосиньковской средней общеобразовательной школы № 1. <...> Школьный туризм соответствует определению Манильской декларации по мировому туризму, принятой Всемирным совещанием руководителей сферы туризма: «Туризм - один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта». <...> Туристско-краеведческая работа, школьный туризм являются неотъемлемой частью программы воспитания школьников. <...> Туристско-краеведческая деятельность позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, знакомящие с культурой, историей, природой родной страны. <...> В настоящее время среднеобразовательные учреждения (лицеи, гимназии, школы и т.д.) в своем большинстве включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности. <...> 4 Актуальность данной темы определяется ростом роли краеведения в школах в учебное и внеурочное время. <...> Объектом данной работы являются содержание, формы и методы школьного краеведения. <...> Предметом данной работы является современное состояние туристскокраеведческой деятельности в среднеобразовательных школах. <...> Для решения поставленной цели необходимо решить несколько задач: изучить теоретические аспекты использования краеведения в школьном туризме; рассмотреть формы и содержание краеведческой подготовки школьников; выявить особенности организации краеведческой работы и школьного туризма; проанализировать туристско-краеведческую <...>
Современные_тенденции__и_перспективы_развития__школьного_туризма_и_краеведения.pdf
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты использования краеведения в школьном
туризме……………………………………………………………….…….……...5
1.1 Классификация видов детского туризма………………………….…..…….9
1.2 Краеведение, как компонент культурно-исторического образования и как
средство комплексного воспитания человека…………………………..…..….14
1.3 Содержание и формы туристско-краеведческой подготовки
школьников............................................................................................................19
Глава 2. Анализ современного состояния школьного туризма в России…….25
2.1 Анализ туристско-краеведческой деятельности в среднеобразовательных
школах………………………………………….…………………………….…...33
2.2 Анализ туристско-краеведческой деятельности учреждений
дополнительного образования………..…………………………………………42
2.3 Краеведческие школьные музеи: особенности деятельности ………...…52
Глава 3. Предложения по развитию школьного туризма в аспекте
краеведческой работы на примере школ Дмитровского района…………..….60
3.1 Опыт использования краеведческого материала на базе
Новосиньковской средней общеобразовательной школы № 1.…………….60
3.2 Предложения по разработке и проведению занятий по «Краеведению
и историческому туризму»…………………………………………………….69
3.3 Предложения по использованию туристско-спортивного Приюта в деревне
Святогорово в развитии школьного туризма ………………………...………..81
Заключение
Список литературы
Приложение
Стр.2
3
Введение
Главная цель обучения и образования - грамотное развитие личности
ребенка. Возможность решения этой цели кроется в дополнительном
образовании. Наиболее привлекательной для детей является туристскокраеведческая
работа.
Школьный туризм соответствует определению Манильской декларации
по мировому туризму, принятой Всемирным совещанием руководителей сферы
туризма: «Туризм - один из видов активного отдыха, представляющий собой
путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых
стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта».
Туристско-краеведческая работа, школьный туризм являются
неотъемлемой частью программы воспитания школьников. На занятиях
туристско-краеведческих кружков, в туристских походах, слетах,
соревнованиях и других массовых мероприятиях ребята укрепляют здоровье,
приобретают навыки и умения, необходимые в будущей жизни. Изучение
родного края, окружающей нас природы расширяет кругозор, воспитывает
патриотизм и любовь к Родине.
Воспитание молодого поколения в духе патриотизма - это
первоочередная задача современного образования.
Активизировать познавательную деятельность детей, оздоровить молодое
поколение как морально, так и физически - вот еще важнейшие задачи
современного образования. Туристско-краеведческая деятельность позволяет
реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, знакомящие
с культурой, историей, природой родной страны. Это почти идеальная кузница
характера, где необычайно ярко проявляются истинные ценности - воля,
взаимопомощь, терпение, сноровка, умение ладить с людьми.
В настоящее время среднеобразовательные учреждения (лицеи, гимназии,
школы и т.д.) в своем большинстве включают в свои учебные планы элементы
туристской деятельности.
Стр.3