Министерство культуры Российской Федерации Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт музыки МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРИКЛАДНОМ ИЗМЕРЕНИИ Сборник научных статей Выпуск 3 Кемерово 2016 1 УДК 78 ББК 85.31 М11 Редакционная коллегия: Е. Л. Кудрина, доктор педагогических наук, профессор (гл. редактор); А. В. Шунков, кандидат филологических наук, доцент; Л. Ю. Егле, кандидат культурологии, доцент Рецензенты: Б. <...> УДК 78 ББК 85.31 ISBN 978-5-8154-0277-5 ISBN 978-5-8154-0328-4 © Авторы статей, 2016 © Кемеровский государственный институт культуры, 2016 2 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемый вниманию читателей третий выпуск сборника научных статей «Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении» представлен работами отечественных и зарубежных музыковедов и культурологов, преподавателей вузов и музыкальных школ, а также аспирантов, магистрантов и студентов, которые позволяют познакомиться с историко-культурными традициями и современными тенденциями развития музыкального искусства, а также очерчивают круг методических проблем, вопросы музыкального образования и исполнительства. <...> В других работах характеризуется историческое наследие, представленное в устной (искусство горлового пения, традиция исполнения кайчи) или письменной (манускрипт) форме. <...> Это один из основателей профессиональной композиторской школы Македонии Властимир Николовский, китайские композиторы Сянь Синхай, Лю Дуньнань, Инь Ченцзун, Чу Ванхуа и др. <...> Кирилла и Мефодия, г. Скопье, Республика Македония В статье рассматриваются творческий облик и деятельность выдающегося македонского композитора Властимира Николовского, сыгравшего значительную, во многом основополагающую роль в формировании и развитии македонской национальной композиторской школы. <...> Ключевые слова: македонская <...>
Музыкальная_культура_в_теоретическом_и_прикладном_измерении_сборник_научных_статей.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области
Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации
г. Кемерово
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Институт музыки
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ
И ПРИКЛАДНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Сборник научных статей
Выпуск 3
Кемерово 2016
1
Стр.1
УДК 78
ББК 85.31
М11
Редакционная коллегия:
Е. Л. Кудрина, доктор педагогических наук, профессор (гл. редактор);
А. В. Шунков, кандидат филологических наук, доцент;
Л. Ю. Егле, кандидат культурологии, доцент
Рецензенты:
Б. Литерска, доктор наук, профессор института музыки факультета искусств,
Зеленогурский университет (г. Зеленогура, Польша);
М. Р. Черная, доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры
музыкального воспитания и образования института музыки, театра и хореографии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена,
член Союза композиторов России;
В. И. Марков, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии
Кемеровского государственного института культуры
Составитель и научный редактор:
И. Г. Умнова, доктор искусствоведения, профессор,
член-корреспондент РАЕ, член Союза композиторов России
М11
Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении [Текст]:
сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ин-т культуры; ред. кол.: Е. Л. Кудрина (гл. ред.),
А. В. Шунков, Л. Ю. Егле, сост. и науч. ред. И. Г. Умнова. – Кемерово: КемГИК,
2016. – Вып. 3. – 235 с.
ISBN 978-5-8154-0277-5
ISBN 978-5-8154-0328-4
В сборнике научных статей рассматриваются проблемы изучения музыкальной культуры в аспекте
искусствоведческих, социально-исторических и педагогических исследований, вопросы музыкального исполнительства.
Сборник рекомендуется ученым-гуманитариям, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам,
преподавателям учебных заведений, работникам сферы культуры и искусств.
УДК 78
ББК 85.31
ISBN 978-5-8154-0277-5
ISBN 978-5-8154-0328-4
© Авторы статей, 2016
© Кемеровский государственный институт
культуры, 2016
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемый вниманию читателей третий выпуск сборника научных статей «Музыкальная
культура в теоретическом и прикладном измерении» представлен работами отечественных и зарубежных
музыковедов и культурологов, преподавателей вузов и музыкальных школ, а также аспирантов,
магистрантов и студентов, которые позволяют познакомиться с историко-культурными традициями
и современными тенденциями развития музыкального искусства, а также очерчивают круг
методических проблем, вопросы музыкального образования и исполнительства. В нынешнем выпуске
значительно расширилась география участников: наряду с учеными и практиками из России и
ближнего зарубежья (Украина, Грузия) своими идеями и предложениями в решении актуальных проблем
изучения музыкальной культуры делятся исследователи из Китая, Македонии, Польши.
Внимание авторов ряда статей обращено к современному состоянию музыкальной культуры,
жанрам академической и массовой музыки. В других работах характеризуется историческое наследие,
представленное в устной (искусство горлового пения, традиция исполнения кайчи) или письменной
(манускрипт) форме. У читателей сборника есть возможность открыть для себя самобытную музыку
Востока, которая анализируется молодыми учеными из России и Китая; узнать о современном
бытовании традиционных музыкальных инструментов проживающего на территории Кемеровской
области татарского этноса.
Должное место в сборнике отведено и персоналиям, имена которых для широкого круга читателей
будут открыты впервые. Это один из основателей профессиональной композиторской школы
Македонии Властимир Николовский, китайские композиторы Сянь Синхай, Лю Дуньнань, Инь Ченцзун,
Чу Ванхуа и др. В новом ракурсе предстанет и творчество отечественных классиков – Сергея
Прокофьева и Сергея Слонимского.
Значительный объем издания отведен работам методической направленности. Авторами не
оставлены без внимания современные проблемы музыкального образования и воспитания, а также
вопросы музыкальной психологии.
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.................................................................................................................................................. 3
Раздел 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Коларовска-Гмыря В. Н. Творческий портрет македонского композитора Властимира Николовского...........................................................................................................................................................
4
Родзиевич Б. Музыка в мире ценностей (психолингвистическая перспектива)..................................... 12
Недоспасова А. П. К 300-летию музыкального памятника. Тобольский манускрипт........................... 18
Ван Шижан Камерно-вокальные жанры в китайской музыке 1920–1940-х годов................................ 23
Тончук П. О. Драматургия цикла «Рисунки по шелку» Фируза Бахора в контексте проблемы «Восток
– Запад».................................................................................................................................................... 28
Егле Л. Ю. Фольклорные версии бытования духовных песнопений........................................................ 34
Ултургашева Н. Д., Турамуратова И. Г. Особенности развития и возрождения этномузыкальных
традиций народов Саяно-Алтая.................................................................................................................... 38
Рызбаева А. А. Исполнение «Кайчи»: современное состояние и перспективы развития...................... 43
Цуканова О. А., Гайнулина М. Х. Современное бытование традиционных музыкальных инструментов
татар Кемеровской области............................................................................................................. 47
Котлярова Т. А., Гулая А. С. Народная песня в современной концертной практике............................ 51
Гвенцадзе И. А. Особенности русского и грузинского вокального искусства........................................ 54
Кобзарева Д. Г. Из истории жанра эстрадной песни в России.................................................................. 57
Мохонько А. П. Джазовые технологии Анатолия Кролла......................................................................... 62
Душный А. И., Шафета В. В. Развитие баянно-аккордеонного ансамблево-оркестрового искусства
в Западной Украине............................................................................................................................... 67
Иванова О. И. Теория Франкла в деятельности духовного учебно-музыкального центра «Давир».... 73
Афанасьева А. А. Артистизм дирижера как особенность концертного дирижирования....................... 76
Гусева О. В. Творческий путь дирижера Марка Абрамова....................................................................... 81
Ся Цзюньвей Стилевые особенности кантаты «Река Хуанхэ» Сянь Синхая........................................... 85
Го Хао Образы природы как творческий импульс в становлении китайского фортепианного
концерта.......................................................................................................................................................... 90
Бояринцева А. А. Седьмая симфония С. Прокофьева: парадоксы восприятия....................................... 94
Умнова И. Г. Русское слово в художественном мире композитора Сергея Слонимского.................... 100
Раздел 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Мицкевич
Н. А. Интонационная культура исполнителя как средство музыкальной выразительности.........................................................................................................................................................
106
Осипенко Н. Н. Творческо-художественное развитие личности исполнителя в отечественной
музыкальной традиции.................................................................................................................................. 110
Пригодич Е. О. Воспитательный потенциал семьи и учреждений предпрофессиональной подготовки
в формировании личности юного музыканта............................................................................... 118
Яковлева Д. Е. Аксиологический подход в современном музыкальном образовании........................... 121
Новикова А. В. Культура общения как важная составляющая педагогического мастерства................ 124
233
Стр.233
Цуканова К. А. Методические приемы применяемые на уроках сольфеджио при работе с обучающимися
с первазивными и эмоциональными расстройствами.................................................................. 128
Карелина А. В. Концертное волнение учащихся в ДМШ и ДШИ............................................................ 130
Любова А. И. Воздействие метода музыкотерапии на социализацию и адаптацию детей.................... 134
Медведева Е. В. Вокально-хоровое исполнительство как условие социально-коммуникативного
развития детей и подростков................................................................................................................ 142
Шабалдина Д. А. Основы формирования мотивации детей младшего школьного возраста к обучению
игре на специальном инструменте....................................................................................................... 146
Азьмукова И. В. Здоровьесберегающие технологии на уроках эстрадного пения................................. 150
Шерина А. В. Народная игра как средство развития музыкальных и творческих способностей детей
младшего школьного возраста............................................................................................................... 152
Еременко Ю. А. Игровые формы в обучении детей 4–6 лет в классе баяна........................................... 157
Щур С. Н. Этюды для развития основных движений правой руки гитариста в младших классах…... 164
Пашкурова Т. Ю. Особенности пианистической моторики...................................................................... 168
Давыдова Л. А., Кутонова Т. Н. В помощь юным исполнителям прелюдий Шопена.......................... 170
Макаева Н. Ю. Формирование навыков чтения нот с листа в классе фортепиано................................. 172
Арыкова Т. П. Роль курса «Фортепиано» в развитии исполнительского мышления студентоввокалистов.......................................................................................................................................................
177
Кобышева М. И. Дефекты звукообразования в пении и способы их устранения................................... 180
Морина Т. Н., Ткаченко Е. Н. Значимость позиционной игры для формирования исполнительских
навыков гитариста.......................................................................................................................................... 185
Камынина В. В. Работа над техникой левой руки гитариста в старших классах ДМШ и ДШИ.......... 189
Томшина Ю. А. Сравнительный анализ школ игры на шестиструнной гитаре...................................... 194
Князева Н. А. Формирование исполнительских навыков при самостоятельной работе с музыкальным
произведением........................................................................................................................................ 198
Соловьева И. В. Принципы вокально-технического воспитания в учебном хоре народного
направления.................................................................................................................................................... 202
Таюкин А. М. Стабильность исполнения как фактор профессионального мастерства баяниста.......... 206
Шабаев Э. Р. Перспектива использования нотных редакторов в системе музыкального образования................................................................................................................................................................
211
Заиграева В. А. Мотивация освоения музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ........... 215
Поморцева Н. В. Методика преподавания сольфеджио в ХХI веке: к постановке проблемы.............. 217
Мороз Т. И. «Философия музыки» в системе подготовки магистров музыкального искусства........... 223
Гончарова Е. А. Формирование мотивов профессионального самоопределения студента –
будущего педагога-музыканта...................................................................................................................... 226
Сведения об авторах.................................................................................................................................... 230
234
Стр.234