Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сборник научных статей (290,00 руб.)

0   0
АвторыКудрина Е. Л., Шунков А. В., Умнова И. Г.
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц235
ID365538
АннотацияВ сборнике научных статей рассматриваются проблемы изучения музыкальной культуры в аспекте искусствоведческих, социально-исторических и педагогических исследований, вопросы музыкального исполнительства. Значительный объем издания отведен работам методической направленности. Авторами не оставлены без внимания современные проблемы музыкального образования и воспитания, а также вопросы музыкальной психологии.
Кому рекомендованоСборник рекомендуется ученым-гуманитариям, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам, преподавателям учебных заведений, работникам сферы культуры и искусств
ISBN978-5-8154-0277-5
УДК78
ББК85.31
Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сборник научных статей : Вып. 3 / ред.: Е. Л. Кудрина, А. В. Шунков; И. Г. Умнова .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2016 .— 235 с. — Библиограф. в конце ст. — ISBN 978-5-8154-0328-4 .— ISBN 978-5-8154-0277-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/365538 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт музыки МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРИКЛАДНОМ ИЗМЕРЕНИИ Сборник научных статей Выпуск 3 Кемерово 2016 1 УДК 78 ББК 85.31 М11 Редакционная коллегия: Е. Л. Кудрина, доктор педагогических наук, профессор (гл. редактор); А. В. Шунков, кандидат филологических наук, доцент; Л. Ю. Егле, кандидат культурологии, доцент Рецензенты: Б. <...> УДК 78 ББК 85.31 ISBN 978-5-8154-0277-5 ISBN 978-5-8154-0328-4 © Авторы статей, 2016 © Кемеровский государственный институт культуры, 2016 2 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемый вниманию читателей третий выпуск сборника научных статей «Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении» представлен работами отечественных и зарубежных музыковедов и культурологов, преподавателей вузов и музыкальных школ, а также аспирантов, магистрантов и студентов, которые позволяют познакомиться с историко-культурными традициями и современными тенденциями развития музыкального искусства, а также очерчивают круг методических проблем, вопросы музыкального образования и исполнительства. <...> В других работах характеризуется историческое наследие, представленное в устной (искусство горлового пения, традиция исполнения кайчи) или письменной (манускрипт) форме. <...> Это один из основателей профессиональной композиторской школы Македонии Властимир Николовский, китайские композиторы Сянь Синхай, Лю Дуньнань, Инь Ченцзун, Чу Ванхуа и др. <...> Кирилла и Мефодия, г. Скопье, Республика Македония В статье рассматриваются творческий облик и деятельность выдающегося македонского композитора Властимира Николовского, сыгравшего значительную, во многом основополагающую роль в формировании и развитии македонской национальной композиторской школы. <...> Ключевые слова: македонская <...>
Музыкальная_культура_в_теоретическом_и_прикладном_измерении_сборник_научных_статей.pdf
Министерство культуры Российской Федерации Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт музыки МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРИКЛАДНОМ ИЗМЕРЕНИИ Сборник научных статей Выпуск 3 Кемерово 2016 1
Стр.1
УДК 78 ББК 85.31 М11 Редакционная коллегия: Е. Л. Кудрина, доктор педагогических наук, профессор (гл. редактор); А. В. Шунков, кандидат филологических наук, доцент; Л. Ю. Егле, кандидат культурологии, доцент Рецензенты: Б. Литерска, доктор наук, профессор института музыки факультета искусств, Зеленогурский университет (г. Зеленогура, Польша); М. Р. Черная, доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры музыкального воспитания и образования института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, член Союза композиторов России; В. И. Марков, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии Кемеровского государственного института культуры Составитель и научный редактор: И. Г. Умнова, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент РАЕ, член Союза композиторов России М11 Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении [Текст]: сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ин-т культуры; ред. кол.: Е. Л. Кудрина (гл. ред.), А. В. Шунков, Л. Ю. Егле, сост. и науч. ред. И. Г. Умнова. – Кемерово: КемГИК, 2016. – Вып. 3. – 235 с. ISBN 978-5-8154-0277-5 ISBN 978-5-8154-0328-4 В сборнике научных статей рассматриваются проблемы изучения музыкальной культуры в аспекте искусствоведческих, социально-исторических и педагогических исследований, вопросы музыкального исполнительства. Сборник рекомендуется ученым-гуманитариям, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам, преподавателям учебных заведений, работникам сферы культуры и искусств. УДК 78 ББК 85.31 ISBN 978-5-8154-0277-5 ISBN 978-5-8154-0328-4 © Авторы статей, 2016 © Кемеровский государственный институт культуры, 2016 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемый вниманию читателей третий выпуск сборника научных статей «Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении» представлен работами отечественных и зарубежных музыковедов и культурологов, преподавателей вузов и музыкальных школ, а также аспирантов, магистрантов и студентов, которые позволяют познакомиться с историко-культурными традициями и современными тенденциями развития музыкального искусства, а также очерчивают круг методических проблем, вопросы музыкального образования и исполнительства. В нынешнем выпуске значительно расширилась география участников: наряду с учеными и практиками из России и ближнего зарубежья (Украина, Грузия) своими идеями и предложениями в решении актуальных проблем изучения музыкальной культуры делятся исследователи из Китая, Македонии, Польши. Внимание авторов ряда статей обращено к современному состоянию музыкальной культуры, жанрам академической и массовой музыки. В других работах характеризуется историческое наследие, представленное в устной (искусство горлового пения, традиция исполнения кайчи) или письменной (манускрипт) форме. У читателей сборника есть возможность открыть для себя самобытную музыку Востока, которая анализируется молодыми учеными из России и Китая; узнать о современном бытовании традиционных музыкальных инструментов проживающего на территории Кемеровской области татарского этноса. Должное место в сборнике отведено и персоналиям, имена которых для широкого круга читателей будут открыты впервые. Это один из основателей профессиональной композиторской школы Македонии Властимир Николовский, китайские композиторы Сянь Синхай, Лю Дуньнань, Инь Ченцзун, Чу Ванхуа и др. В новом ракурсе предстанет и творчество отечественных классиков – Сергея Прокофьева и Сергея Слонимского. Значительный объем издания отведен работам методической направленности. Авторами не оставлены без внимания современные проблемы музыкального образования и воспитания, а также вопросы музыкальной психологии. 3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.................................................................................................................................................. 3 Раздел 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Коларовска-Гмыря В. Н. Творческий портрет македонского композитора Властимира Николовского........................................................................................................................................................... 4 Родзиевич Б. Музыка в мире ценностей (психолингвистическая перспектива)..................................... 12 Недоспасова А. П. К 300-летию музыкального памятника. Тобольский манускрипт........................... 18 Ван Шижан Камерно-вокальные жанры в китайской музыке 1920–1940-х годов................................ 23 Тончук П. О. Драматургия цикла «Рисунки по шелку» Фируза Бахора в контексте проблемы «Восток – Запад».................................................................................................................................................... 28 Егле Л. Ю. Фольклорные версии бытования духовных песнопений........................................................ 34 Ултургашева Н. Д., Турамуратова И. Г. Особенности развития и возрождения этномузыкальных традиций народов Саяно-Алтая.................................................................................................................... 38 Рызбаева А. А. Исполнение «Кайчи»: современное состояние и перспективы развития...................... 43 Цуканова О. А., Гайнулина М. Х. Современное бытование традиционных музыкальных инструментов татар Кемеровской области............................................................................................................. 47 Котлярова Т. А., Гулая А. С. Народная песня в современной концертной практике............................ 51 Гвенцадзе И. А. Особенности русского и грузинского вокального искусства........................................ 54 Кобзарева Д. Г. Из истории жанра эстрадной песни в России.................................................................. 57 Мохонько А. П. Джазовые технологии Анатолия Кролла......................................................................... 62 Душный А. И., Шафета В. В. Развитие баянно-аккордеонного ансамблево-оркестрового искусства в Западной Украине............................................................................................................................... 67 Иванова О. И. Теория Франкла в деятельности духовного учебно-музыкального центра «Давир».... 73 Афанасьева А. А. Артистизм дирижера как особенность концертного дирижирования....................... 76 Гусева О. В. Творческий путь дирижера Марка Абрамова....................................................................... 81 Ся Цзюньвей Стилевые особенности кантаты «Река Хуанхэ» Сянь Синхая........................................... 85 Го Хао Образы природы как творческий импульс в становлении китайского фортепианного концерта.......................................................................................................................................................... 90 Бояринцева А. А. Седьмая симфония С. Прокофьева: парадоксы восприятия....................................... 94 Умнова И. Г. Русское слово в художественном мире композитора Сергея Слонимского.................... 100 Раздел 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА Мицкевич Н. А. Интонационная культура исполнителя как средство музыкальной выразительности......................................................................................................................................................... 106 Осипенко Н. Н. Творческо-художественное развитие личности исполнителя в отечественной музыкальной традиции.................................................................................................................................. 110 Пригодич Е. О. Воспитательный потенциал семьи и учреждений предпрофессиональной подготовки в формировании личности юного музыканта............................................................................... 118 Яковлева Д. Е. Аксиологический подход в современном музыкальном образовании........................... 121 Новикова А. В. Культура общения как важная составляющая педагогического мастерства................ 124 233
Стр.233
Цуканова К. А. Методические приемы применяемые на уроках сольфеджио при работе с обучающимися с первазивными и эмоциональными расстройствами.................................................................. 128 Карелина А. В. Концертное волнение учащихся в ДМШ и ДШИ............................................................ 130 Любова А. И. Воздействие метода музыкотерапии на социализацию и адаптацию детей.................... 134 Медведева Е. В. Вокально-хоровое исполнительство как условие социально-коммуникативного развития детей и подростков................................................................................................................ 142 Шабалдина Д. А. Основы формирования мотивации детей младшего школьного возраста к обучению игре на специальном инструменте....................................................................................................... 146 Азьмукова И. В. Здоровьесберегающие технологии на уроках эстрадного пения................................. 150 Шерина А. В. Народная игра как средство развития музыкальных и творческих способностей детей младшего школьного возраста............................................................................................................... 152 Еременко Ю. А. Игровые формы в обучении детей 4–6 лет в классе баяна........................................... 157 Щур С. Н. Этюды для развития основных движений правой руки гитариста в младших классах…... 164 Пашкурова Т. Ю. Особенности пианистической моторики...................................................................... 168 Давыдова Л. А., Кутонова Т. Н. В помощь юным исполнителям прелюдий Шопена.......................... 170 Макаева Н. Ю. Формирование навыков чтения нот с листа в классе фортепиано................................. 172 Арыкова Т. П. Роль курса «Фортепиано» в развитии исполнительского мышления студентоввокалистов....................................................................................................................................................... 177 Кобышева М. И. Дефекты звукообразования в пении и способы их устранения................................... 180 Морина Т. Н., Ткаченко Е. Н. Значимость позиционной игры для формирования исполнительских навыков гитариста.......................................................................................................................................... 185 Камынина В. В. Работа над техникой левой руки гитариста в старших классах ДМШ и ДШИ.......... 189 Томшина Ю. А. Сравнительный анализ школ игры на шестиструнной гитаре...................................... 194 Князева Н. А. Формирование исполнительских навыков при самостоятельной работе с музыкальным произведением........................................................................................................................................ 198 Соловьева И. В. Принципы вокально-технического воспитания в учебном хоре народного направления.................................................................................................................................................... 202 Таюкин А. М. Стабильность исполнения как фактор профессионального мастерства баяниста.......... 206 Шабаев Э. Р. Перспектива использования нотных редакторов в системе музыкального образования................................................................................................................................................................ 211 Заиграева В. А. Мотивация освоения музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ........... 215 Поморцева Н. В. Методика преподавания сольфеджио в ХХI веке: к постановке проблемы.............. 217 Мороз Т. И. «Философия музыки» в системе подготовки магистров музыкального искусства........... 223 Гончарова Е. А. Формирование мотивов профессионального самоопределения студента – будущего педагога-музыканта...................................................................................................................... 226 Сведения об авторах.................................................................................................................................... 230 234
Стр.234