Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Институт визуальных искусств
ВИЗУАЛЬНЫЕ ИСКУССТВА
В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ
И ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Сборник научных статей
Кемерово 2016
Стр.1
УДК 7
ББК 85
В 41
Редакционная коллегия:
Е. Л. Кудрина, доктор педагогических наук, профессор, ректор
КемГИК (председатель); А. В. Шунков, кандидат филологических наук,
доцент КемГИК; В. Д. Пономарев, доктор педагогических наук, доцент
КемГИК; Н. И. Гендина, доктор педагогических наук, профессор КемГИК;
Л. Ю. Егле, кандидат культурологии, доцент КемГИК; Н. С. Попова, кандидат
искусствоведения, доцент КемГИК; О. Ю. Астахов, кандидат культурологии,
доцент КемГИК (раздел 1); Г. С. Елисеенков, профессор КемГИК
(раздел 2); Л. А. Ткаченко, кандидат искусствоведения, доцент КемГИК,
А. В. Ткаченко, кандидат искусствоведения, доцент КемГИК (раздел 3);
А. А. Гук, доктор философских наук, профессор КемГИК, Е. Ю. Светлакова,
кандидат философских наук, доцент КемГИК (раздел 4); Т. Ю. Казарина,
доцент КемГИК (раздел 5); А. А. Щербинин, старший преподаватель
КемГИК.
Ответственные редакторы:
Т. Ю. Казарина, доцент, директор института
визуальных искусств КемГИК;
Л. Ю. Егле, кандидат культурологии, доцент,
начальник научного управления КемГИК.
Рецензенты:
В. И. Марков, доктор культурологии, профессор КемГИК;
Т. М. Степанская, доктор искусствоведения,
В 41
профессор Алтайского государственного университета (г. Барнаул).
Визуальные искусства в современном художественном и информационном
пространстве [Текст]: сб. науч. ст. / под общ. ред.
Е. Л. Кудриной; ред.: Н. С. Попова, Г. С. Елисеенков, Л. А. Ткаченко,
А. А. Гук, Т. Ю. Казарина; предисл. Т. Ю. Казариной; пер.
А. А. Щербинина. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2016. –
308 с.: ил.
ISBN 978-5-8154-0327-7
Сборник включает научные статьи, в которых рассматриваются актуальные
вопросы искусствоведения, дизайна, декоративно-прикладного искусства, экранных
искусств, фотоискусства, медиаобразования, художественного образования.
УДК 7
ББК 85
ISBN 978-5-8154-0327-7
© Авторы статей, 2016
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2016
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Визуальный опыт есть базовый опыт
человеческого существования и познания мира.
Джеймс Элкинс
В начале XXI века наблюдается гипертрофированное изменение визуального
плана, и в результате этого избыток визуальной образности проявляется
во всех сферах социально-культурного существования современного
человека – в культуре, образовании, науке, искусстве и т. д.
Визуальность как свойство современного мира уже в конце XX века
приводит к провозглашению лозунга о визуальном повороте, пришедшем
на смену повороту лингвистическому. Огромные информационные потоки
выплеснулись на человека, и произошло изменение коммуникативных кодов
– на смену повествовательным текстам пришли визуальные образы,
которые, по общепризнанному мнению, являются более мощным средством
коммуникации по сравнению с вербальным языком. Формируется новый
тип культуры – визуальная культура, основу которой составляют
сложные процессы визуализации.
Исследование проблем бытования визуальных искусств в различных
аспектах приобретает особую актуальность в связи с увеличением влияния
зрительных образов на сознание современного человека, формирование
его ценностных предпочтений и на создаваемую им культуру. В структуру
визуальной культуры, прежде всего, оказываются включенными визуальные
искусства: изобразительное искусство (графика, живопись,
скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), дизайн, медиаискусство
(медиа-арт, видео-арт), киноискусство, телевидение, фотоискусство
– всё, что связано с репрезентацией визуальных образов. Визуальные
искусства функционируют в условиях постоянного внутреннего
развития, и это приводит к изменению формы и содержания как самого искусства,
так и визуальной культуры в целом. Художественное пространство
в современном мире насыщено разнообразными по видовой и жанровой
характеристике визуальными артобъектами. Постмодернизм как направление
развития современного искусства, к сожалению, не дает четких ориентиров
формирования образов визуальных искусств. Тем самым усложня3
Стр.3
ются процессы его развития: визуальные образы постмодернизма насыщены
зрительными метафорами, символами, оптическими иллюзиями, динамическими
образами и т. д. Изменяются технологии, которые еще более
усложняют процесс репрезентации произведений визуальных искусств –
от традиционных до информационно-коммуникационных технологий.
20 ноября 2015 года в Кемеровском государственном институте
культуры состоялась I Всероссийская научно-практическая конференция с
международным участием «Визуальные искусства в современном художественном
и информационном пространстве».
В ходе работы конференции на пяти секционных заседаниях было
заслушано более шестидесяти докладов, посвященных актуальным проблемам
развития современного изобразительного и декоративно-прикладного
искусств, дизайна, фотоискусства, экранных искусств и медийной
культуры.
В научно-практической конференции принимали участие: студенты,
магистранты, ассистенты-стажеры высших учебных заведений Кемерова,
Барнаула; профессиональные художники и искусствоведы Томска, Кемерова,
Новосибирска; научные работники и руководители научноисследовательских
институтов – Сибирского филиала Российского НИИ
культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева (г. Омск); НИИ
информационных технологий социальной сферы, НИИ прикладной культурологии,
НИИ межкультурной коммуникации Кемеровского государственного
института культуры; специалисты Кемеровской областной научной
библиотеки им. В. Д. Федорова, Всероссийской государственной
библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино (г. Москва),
Центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел (г. Кызыл,
Республика Тыва); преподаватели и руководители образовательных учреждений
дополнительного образования детей – детских художественных
школ № 1 и 19 (г. Кемерово); преподаватели среднего профессионального
образования – Кемеровского областного художественного колледжа; преподаватели
образовательных учреждений высшего образования стран
ближнего зарубежья и России – Казахского национального университета
искусств (г. Астана), филиала Российского государственного профессионально-педагогического
университета в г. Кемерово, института искусств
Новосибирского государственного педагогического университета (г. Ново4
Стр.4
сибирск), Алтайского государственного университета (г. Барнаул); кафедр
дизайна, декоративно-прикладного искусства, фотовидеотворчества института
визуальных искусств, кафедр культурологии, педагогики и психологии
социально-гуманитарного института, кафедр технологии автоматизированной
обработки информации и технологии документальных
коммуникаций института информационных и библиотечных технологий
Кемеровского государственного института культуры.
Сборник издан по итогам научно-практической конференции «Визуальные
искусства в современном художественном и информационном пространстве»
и включает научные статьи разных категорий ее участников.
Научные статьи представлены в пяти разделах.
Первый раздел «Актуальные проблемы современного изобразительного
искусства» включает статьи, посвященные теоретическим и практическим
исследованиям в области пространственных искусств: анализу
творчества художников-современников, стилистических особенностей
произведений живописи, графики и др.
Второй раздел «Теория и практика современного дизайна» включает
статьи, в которых раскрываются актуальные художественные и формообразующие
проблемы различных видов дизайна: графического, промышленного,
дизайна костюма, веб-дизайна и др.
Третий раздел «Теория и практика современного декоративноприкладного
искусства» представлен статьями, в которых авторы обращаются
к исследованию актуальных проблем традиционного и современного
декоративно-прикладного искусства: истории и технологии керамики, витража,
монументальной скульптуры, семантике декоративных образов,
композиции в декоративном искусстве и др.
Четвертый раздел «Актуальные проблемы экранного искусства и
фотографии. Медийная культура и искусство в информационном пространстве»
включает статьи, в которых акцентируется внимание на вопросах
теории и практики современной фотографии, киноискусства, медиаобразования.
Пятый
раздел «Методические проблемы современного визуального
искусства» включает статьи, в которых представлен опыт преподавания
специальных изобразительных дисциплин, описываются традиционные и
5
Стр.5
инновационные подходы в организации образовательного процесса на различных
уровнях образования.
В целом в сборнике научных статей «Визуальные искусства в современном
художественном и информационном пространстве» освещаются
актуальные вопросы теории и практики визуальных искусств. Сборник отражает
основные направления научных исследований, разрабатываемых
коллективом Кемеровского государственного института культуры: изучение
классических образцов древнерусского и русского изобразительного
искусства, современных тенденций мирового, российского и регионального
изобразительного искусства; изучение традиций народного декоративно-прикладного
искусства России и Сибирского региона; изучение стилистических,
терминологических, художественно-образных, композиционных,
формообразующих, технологических аспектов в теории и практике
дизайна, экранных искусств, фотографии, изобразительного искусства;
изучение психолого-педагогических и методических аспектов медиаобразования,
фотообразования и художественного образования.
Казарина Т. Ю.,
доцент, директор института
визуальных искусств КемГИК
6
Стр.6