Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве: сборник научных статей (290,00 руб.)

0   0
АвторыКудрина Е. Л.
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц308
ID365530
АннотацияСборник включает научные статьи, в которых рассматриваются актуальные вопросы искусствоведения, дизайна, декоративно-прикладного искусства, экранных искусств, фотоискусства, медиаобразования, художественного образования.
Кому рекомендованоВсем кто интересуется проблемами развития современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна, фотоискусства, экранных искусств и медийной культуры
ISBN978-5-8154-0327-7
УДК7
ББК85
Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве: сборник научных статей / ред. Е.Л. Кудрина .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2016 .— 308 с. : ил. — Библиограф. в конце ст. — ISBN 978-5-8154-0327-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/365530 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт визуальных искусств ВИЗУАЛЬНЫЕ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ И ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ Сборник научных статей Кемерово 2016 УДК 7 ББК 85 В 41 Редакционная коллегия: Е. Л. Кудрина, доктор педагогических наук, профессор, ректор КемГИК (председатель); А. В. Шунков, кандидат филологических наук, доцент КемГИК; В. Д. Пономарев, доктор педагогических наук, доцент КемГИК; Н. И. Гендина, доктор педагогических наук, профессор КемГИК; Л. Ю. Егле, кандидат культурологии, доцент КемГИК; Н. С. Попова, кандидат искусствоведения, доцент КемГИК; О. Ю. Астахов, кандидат культурологии, доцент КемГИК (раздел 1); Г. С. Елисеенков, профессор КемГИК (раздел 2); Л. А. Ткаченко, кандидат искусствоведения, доцент КемГИК, А. В. Ткаченко, кандидат искусствоведения, доцент КемГИК (раздел 3); А. А. Гук, доктор философских наук, профессор КемГИК, Е. Ю. Светлакова, кандидат философских наук, доцент КемГИК (раздел 4); Т. Ю. Казарина, доцент КемГИК (раздел 5); А. А. Щербинин, старший преподаватель КемГИК. <...> Ответственные редакторы: Т. Ю. Казарина, доцент, директор института визуальных искусств КемГИК; Л. Ю. Егле, кандидат культурологии, доцент, начальник научного управления КемГИК. <...> Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве [Текст]: сб. науч. ст. / под общ. ред. <...> УДК 7 ББК 85 ISBN 978-5-8154-0327-7 © Авторы статей, 2016 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2016 2 ПРЕДИСЛОВИЕ Визуальный опыт есть базовый опыт человеческого существования и познания мира. <...> Формируется новый тип культурывизуальная культура, основу которой составляют сложные процессы визуализации. <...> В структуру визуальной культуры, прежде всего, оказываются включенными визуальные искусства: изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), дизайн, медиаискусство (медиа-арт <...>
Визуальные_искусства_в_современном_художественном_и_информационном_пространстве_сборник_научных_статей.pdf
Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт визуальных искусств ВИЗУАЛЬНЫЕ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ И ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ Сборник научных статей Кемерово 2016
Стр.1
УДК 7 ББК 85 В 41 Редакционная коллегия: Е. Л. Кудрина, доктор педагогических наук, профессор, ректор КемГИК (председатель); А. В. Шунков, кандидат филологических наук, доцент КемГИК; В. Д. Пономарев, доктор педагогических наук, доцент КемГИК; Н. И. Гендина, доктор педагогических наук, профессор КемГИК; Л. Ю. Егле, кандидат культурологии, доцент КемГИК; Н. С. Попова, кандидат искусствоведения, доцент КемГИК; О. Ю. Астахов, кандидат культурологии, доцент КемГИК (раздел 1); Г. С. Елисеенков, профессор КемГИК (раздел 2); Л. А. Ткаченко, кандидат искусствоведения, доцент КемГИК, А. В. Ткаченко, кандидат искусствоведения, доцент КемГИК (раздел 3); А. А. Гук, доктор философских наук, профессор КемГИК, Е. Ю. Светлакова, кандидат философских наук, доцент КемГИК (раздел 4); Т. Ю. Казарина, доцент КемГИК (раздел 5); А. А. Щербинин, старший преподаватель КемГИК. Ответственные редакторы: Т. Ю. Казарина, доцент, директор института визуальных искусств КемГИК; Л. Ю. Егле, кандидат культурологии, доцент, начальник научного управления КемГИК. Рецензенты: В. И. Марков, доктор культурологии, профессор КемГИК; Т. М. Степанская, доктор искусствоведения, В 41 профессор Алтайского государственного университета (г. Барнаул). Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве [Текст]: сб. науч. ст. / под общ. ред. Е. Л. Кудриной; ред.: Н. С. Попова, Г. С. Елисеенков, Л. А. Ткаченко, А. А. Гук, Т. Ю. Казарина; предисл. Т. Ю. Казариной; пер. А. А. Щербинина. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2016. – 308 с.: ил. ISBN 978-5-8154-0327-7 Сборник включает научные статьи, в которых рассматриваются актуальные вопросы искусствоведения, дизайна, декоративно-прикладного искусства, экранных искусств, фотоискусства, медиаобразования, художественного образования. УДК 7 ББК 85 ISBN 978-5-8154-0327-7 © Авторы статей, 2016 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2016 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Визуальный опыт есть базовый опыт человеческого существования и познания мира. Джеймс Элкинс В начале XXI века наблюдается гипертрофированное изменение визуального плана, и в результате этого избыток визуальной образности проявляется во всех сферах социально-культурного существования современного человека – в культуре, образовании, науке, искусстве и т. д. Визуальность как свойство современного мира уже в конце XX века приводит к провозглашению лозунга о визуальном повороте, пришедшем на смену повороту лингвистическому. Огромные информационные потоки выплеснулись на человека, и произошло изменение коммуникативных кодов – на смену повествовательным текстам пришли визуальные образы, которые, по общепризнанному мнению, являются более мощным средством коммуникации по сравнению с вербальным языком. Формируется новый тип культуры – визуальная культура, основу которой составляют сложные процессы визуализации. Исследование проблем бытования визуальных искусств в различных аспектах приобретает особую актуальность в связи с увеличением влияния зрительных образов на сознание современного человека, формирование его ценностных предпочтений и на создаваемую им культуру. В структуру визуальной культуры, прежде всего, оказываются включенными визуальные искусства: изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), дизайн, медиаискусство (медиа-арт, видео-арт), киноискусство, телевидение, фотоискусство – всё, что связано с репрезентацией визуальных образов. Визуальные искусства функционируют в условиях постоянного внутреннего развития, и это приводит к изменению формы и содержания как самого искусства, так и визуальной культуры в целом. Художественное пространство в современном мире насыщено разнообразными по видовой и жанровой характеристике визуальными артобъектами. Постмодернизм как направление развития современного искусства, к сожалению, не дает четких ориентиров формирования образов визуальных искусств. Тем самым усложня3
Стр.3
ются процессы его развития: визуальные образы постмодернизма насыщены зрительными метафорами, символами, оптическими иллюзиями, динамическими образами и т. д. Изменяются технологии, которые еще более усложняют процесс репрезентации произведений визуальных искусств – от традиционных до информационно-коммуникационных технологий. 20 ноября 2015 года в Кемеровском государственном институте культуры состоялась I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве». В ходе работы конференции на пяти секционных заседаниях было заслушано более шестидесяти докладов, посвященных актуальным проблемам развития современного изобразительного и декоративно-прикладного искусств, дизайна, фотоискусства, экранных искусств и медийной культуры. В научно-практической конференции принимали участие: студенты, магистранты, ассистенты-стажеры высших учебных заведений Кемерова, Барнаула; профессиональные художники и искусствоведы Томска, Кемерова, Новосибирска; научные работники и руководители научноисследовательских институтов – Сибирского филиала Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева (г. Омск); НИИ информационных технологий социальной сферы, НИИ прикладной культурологии, НИИ межкультурной коммуникации Кемеровского государственного института культуры; специалисты Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино (г. Москва), Центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел (г. Кызыл, Республика Тыва); преподаватели и руководители образовательных учреждений дополнительного образования детей – детских художественных школ № 1 и 19 (г. Кемерово); преподаватели среднего профессионального образования – Кемеровского областного художественного колледжа; преподаватели образовательных учреждений высшего образования стран ближнего зарубежья и России – Казахского национального университета искусств (г. Астана), филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Кемерово, института искусств Новосибирского государственного педагогического университета (г. Ново4
Стр.4
сибирск), Алтайского государственного университета (г. Барнаул); кафедр дизайна, декоративно-прикладного искусства, фотовидеотворчества института визуальных искусств, кафедр культурологии, педагогики и психологии социально-гуманитарного института, кафедр технологии автоматизированной обработки информации и технологии документальных коммуникаций института информационных и библиотечных технологий Кемеровского государственного института культуры. Сборник издан по итогам научно-практической конференции «Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве» и включает научные статьи разных категорий ее участников. Научные статьи представлены в пяти разделах. Первый раздел «Актуальные проблемы современного изобразительного искусства» включает статьи, посвященные теоретическим и практическим исследованиям в области пространственных искусств: анализу творчества художников-современников, стилистических особенностей произведений живописи, графики и др. Второй раздел «Теория и практика современного дизайна» включает статьи, в которых раскрываются актуальные художественные и формообразующие проблемы различных видов дизайна: графического, промышленного, дизайна костюма, веб-дизайна и др. Третий раздел «Теория и практика современного декоративноприкладного искусства» представлен статьями, в которых авторы обращаются к исследованию актуальных проблем традиционного и современного декоративно-прикладного искусства: истории и технологии керамики, витража, монументальной скульптуры, семантике декоративных образов, композиции в декоративном искусстве и др. Четвертый раздел «Актуальные проблемы экранного искусства и фотографии. Медийная культура и искусство в информационном пространстве» включает статьи, в которых акцентируется внимание на вопросах теории и практики современной фотографии, киноискусства, медиаобразования. Пятый раздел «Методические проблемы современного визуального искусства» включает статьи, в которых представлен опыт преподавания специальных изобразительных дисциплин, описываются традиционные и 5
Стр.5
инновационные подходы в организации образовательного процесса на различных уровнях образования. В целом в сборнике научных статей «Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве» освещаются актуальные вопросы теории и практики визуальных искусств. Сборник отражает основные направления научных исследований, разрабатываемых коллективом Кемеровского государственного института культуры: изучение классических образцов древнерусского и русского изобразительного искусства, современных тенденций мирового, российского и регионального изобразительного искусства; изучение традиций народного декоративно-прикладного искусства России и Сибирского региона; изучение стилистических, терминологических, художественно-образных, композиционных, формообразующих, технологических аспектов в теории и практике дизайна, экранных искусств, фотографии, изобразительного искусства; изучение психолого-педагогических и методических аспектов медиаобразования, фотообразования и художественного образования. Казарина Т. Ю., доцент, директор института визуальных искусств КемГИК 6
Стр.6