Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №6 2015

О КОМПАТИБИЛИЗМЕ ФРАНЦА БРЕНТАНО (60,00 руб.)

0   0
Первый авторМиронов
Страниц4
ID365464
АннотацияВ статье рассматривается учение Ф. Брентано о свободе воли, выявляются особенности его версии компатибилизма, анализируются аргументы против индетерминизма.
Миронов, Д.Г. О КОМПАТИБИЛИЗМЕ ФРАНЦА БРЕНТАНО / Д.Г. Миронов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2015 .— №6 .— С. 69-72 .— URL: https://rucont.ru/efd/365464 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 6 Д.Г. Миронов* О КОМПАТИБИЛИЗМЕ ФРАНЦА БРЕНТАНО В статье рассматривается учение Ф. <...> Брентано о свободе воли, выявляются особенности его версии компатибилизма, анализируются аргументы против индетерминизма. <...> On Franz Brentano’s compatibilism The article considers Fr. <...> Brentano’s doctrine of free will, identifies the characteristic features of his version of compatibilism and analyzes the arguments against indeterminism. <...> Брентано о свободе воли может быть однозначно определено как компатибилизм. <...> В своих лекциях по этике (которые читались в университете Вены с 1876 по 1894 г.) он обосновывает, среди прочих, два таких тезиса: «Индетерминизм — это учение о том, что воля не имеет свободы» и, как теологическое следствие, «Индетерминизм — это атеизм» [F. <...> Перед тем как мы рассмотрим обоснование этих тезисов у Брентано, сделаем несколько замечаний. <...> Первое замечание: детерминизм и индетерминизм Брентано считается возможным соотносить и оценивать, только если изучается вопрос о характере самого акта воли: исследуется не воля «вообще», а непосредственно свершающийся акт воли, исключительно ментальное событие, отличающееся от того действия, которое этот акт может произвести. <...> Наша свобода в отношении к какому-либо производимому нами действию может пониматься просто как способность самому, без принуждения осуществлять желаемое действие; такая свобода у нас, безусловно, есть и реализуется в зависимости от обстоятельств. <...> Индетерминизм в сильной версии сводится к тому, что акт воли не имеет причины; индетерминизм в слабой версии допускает причину для акта воли, но оговаривает, что эта причина не дей* Миронов Дмитрий Геннадьевич — кандидат философских наук, ассистент кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> Третье замечание: сам Брентано свободу актов воли определяет двояко: а) как отсутствие принуждения (мы хотим нечто, поскольку мы хотим это хотеть) и б) как способность к самоопределению и выбору (в одинаковых обстоятельствах люди могут принимать <...>