№ 6 Е.В. Логинов* ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ СВОБОДЫ ВОЛИ «Свобода воли» — амбивалентный термин в истории западной философии. <...> Философы, которые принимают свободу воли, полагают, что она является эффектом описания или некоей трансцендентной силой. <...> Проблема свободной воли отличается от других метафизических проблем. <...> 8 (915) 393-20-88; e-mail: loginovlosmar@gmail.com 1 Позиция, согласно которой свобода воли совместима с каузальным детерминизмом. <...> Экспериментальные философы, изучающие философски значимые убеждения и интуиции простых людей с улицы, установили, что обычные люди тоже являются компатибилистами [E. <...> Они признают свободу воли, детерминизм и моральную ответственность. <...> Справедливости ради скажем, что предыдущая работа экспериментальных философов новее и охватывает большее количество опрошенных. <...> Дать определение — значит, огранить4, а свобода есть то, что, по определению, нельзя ограничивать, а следовательно, мы не можем дать такого определения, не можем найти для свободы 3 Позиция, согласно которой свобода воли и каузальный детерминизм несовместимы и у нас нет свободной воли. <...> Тогда ее как полезную для выживания абстракцию можно оставить, но лишь зная, что с метафизической точки зрения эта воля несвободна. <...> Иной способ показать нерелевантность термина «свобода воли» выбрал Дэвид Оуэнc [D. <...> Например, юрист и философ, член Метафизического клуба, друг Пирса и Джеймса, Николас Грин полагал, что сама цепь причинных событий является метафорой, а на деле действует множество разных сил: природных, социальных, психологических [L. <...> Мало того, корпус естественных наук выстроен таким образом, что допущение беспричинных событий ведет к противоречию. <...> Неприятны и этические последствия: беспричинные события кажутся случайными, а за случайные действия нам нельзя вменить халатность. <...> Если мы последуем таким путем, то просто приблизимся к позиции Дерка Перебума, к жесткому инкомпатибилизму. <...> Перебум хватается за только что приведенный <...>