Н. Г. Чернышевский
Вредная добродетель
Русский фельетон. В помощь работникам печати.
М., Политической литературы, 1958.
OCR Бычков М. Н.
Крупнейший революционно-демократический публицист Николай Гаврилович Чернышевский
(1828--1889) был одним из руководителей журнала "Современник". Его яркие публицистические
выступления, обладая большой действенной силой, будили ум русского читателя. В свои статьи
Чернышевский нередко вносил элементы фельетона, памфлета. Так написана его статья "Русский
человек на rendezvous", памфлет против русского либерализма; памфлетные приемы Чернышевский
применил и в "Полемических красотах" для разоблачения реакционного философа-идеалиста Юркевича.
Фельетон "Вредная добродетель", опубликованный в "Свистке", явился откликом на борьбу
крестьян против винных откупов. Как считали революционные демократы, "царские шпицрутены,
раздаваемые верноподданным за разбитие царских кабаков, разбудят Россию скорее, чем шепот нашей
литературы о народных бедствиях". Разоблачая систему винных откупов, Чернышевский защищал народ,
звал его на борьбу с грабежом и угнетением.
Для своего фельетона Чернышевский избрал форму письма в редакцию "Современника" от
"купеческого сына Бадейкина"; вторую часть фельетона составляет ответ Чернышевского, в котором
публицистически остро разъясняется, отчего мужик пьет, почему так важно движение крестьян против
откупов и почему либералы предлагают сечь мужиков за их протест против винной монополии.
Прочел я в газетах, что ковенские мужики перестали пить водку 1). Я порадовался, да и от всех
простых людей, с которыми обращение имею, слышал то же: и купцы, и мещане, и ремесленники, все,
кто о ковенских мужиках сам в газетах читал или от других слышал,-- все в один голос твердили:
"Хорошо, хорошо; дай бог, чтобы остались в своей доброй мысли". Я так и полагал, что иначе судить об
этом деле нельзя. Что же вы думаете? Вот какое дело со мною было.
Случился у нас в городе небольшой подряд: перекрыть кровлю на присутственных местах. Я
этим ремеслом промышляю. Пришел поторговаться. Человек неважный; сказали мне: "А вот подождите,
батюшка, часок другой; кончим свои дела, переговорим и с вами". Отчего не подождать; обошлись со
мною, однако, очень деликатно, велели даже подать стул; видно, что люди образованные, да и порядки
ныне начинают переменяться. Я присел. Они подписывают бумаги да между собой разговор ведут. Чего
я тут не наслушался! И все очень хорошо рассуждают. Надобно злоупотребления искоренять (и точно -подряд
потом мне отдали, ни копейкой сами не попользовавшись); гласность необходима; железных
дорог надобно побольше проводить; об освобождении крестьян очень много хорошего говорили. О своих
городских делах рассуждали тоже очень хорошо. Все так; но подвернись им на грех ковенские крестьяне
-- тут мне как-то страшно стало их слушать: это, говорят, вопрос очень щекотливый. Пьянство наш народ
разоряет, спору нет, говорят; но тут не о пьянстве дело идет, тут надобно принимать в соображение
государственный интерес. Откупов одобрять нельзя, но ведь тут и не в откупе дело: пусть его заменят
казенным акцизом. Но что же будет, если в самом деле народ перестанет пить водку? Ведь винная
регалия составляет самую главную часть государственного дохода. Государство пострадает, если
потребление водки уменьшится; притом уж не новая ли секта это какая? Как можно допустить, чтобы
мужик сам собою бросил пить вино? Тут надобно предполагать какое-нибудь наущение. Это -- фанатизм.
Что вы думаете? Нашелся из членов даже такой один, что стал говорить: "Этого нельзя
позволить, против этого надобно меры принять; надобно отыскать виновных и наказать, чтобы не
заводили сект".
С этим не согласились другие. "Вы,-- говорят,-- односторонним образом смотрите на дело. Если
бы только секта, это бы еще ничего. Но государственные доходы уменьшаются -- это другое дело. Вот
именно с этой стороны и надобно принять меры. Думать они пусть думают, что хотят, но чтобы вреда
государству от этого не было. Меры принять надобно, это так. Только не против сектантов меры надобно
принять, а против тех, которые целыми селами и уездами отказываются от употребления водки, будь они
сектанты или не сектанты, все равно".
Стр.1