110 Педагогика № 9, 2015 видах государства, формах и проявлениях демократии, о правовых отношениях личности и государства и т.д. <...> На основе изучения государственных документов Чешской Республики (Конституции, законов), Деклараций о правах человека, знакомства с различными документами ООН, ЮНЕСКО, Европейского Союза у учащихся формируется картина современного состояния общественного развития в Чехии, в Европе, в мире. <...> Помимо обязательной области образования в учебный план чешской школы включена так называемая сквозная тема, на изучение которой отводится по годам различное количество часов (на усмотрение школы). <...> Эта тема включает в себя разные виды воспитания: воспитание гражданина демократического общества, воспитание в духе европейского и глобального мышления, мультикультурное воспитание, экологическое воспитание, медиа-воспитание. <...> Сквозная тема и все ее подтемы постепенно вводятся в основные дисциплины в качестве их интегрированной части, включаются в различную деятельность учащихся в школе и во внешкольной деятельности. <...> Подтема «Воспитание гражданина демократического общества», тесно связанная по своему содержанию и предполагаемым результатам с основной областью образования «Человек и общество», носит междисциплинарный и мультикультурный характер, прививая учащимся основные ценности: справедливость, толерантность и ответственность, формируя у них критическое мышление, осознание собственных прав и обязанностей, давая знания о демократическом устройстве общественной жизни, формируя умение решать спорные ситуации и конфликты демократическими способами. <...> На основе изученного материала, включающего государственные стратегические документы и образовательные программы разных ступеней школьного обучения, можно сделать вывод о появлении в ЧР новых видов воспитания, среди которых одно из центральных мест занимает гражданское воспитание. <...> Затем на основной обязательной ступени <...>