40 ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Формирование языковой компетенции в образовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики С.К. <...> Статья посвящена вопросам языковой компетенции детей дошкольного и школьного возраста. <...> На материалах социолингвистических исследований, проведенных в Кабардино-Балкарской Республике, рассматриваются формы и степень владения кабардинским (родным), балкарским (родным) и русским (вторым) языками. <...> Социолингвистика, языковая компетенция, владение языком, корреляционный анализ, кабардинский (родной) язык, балкарский (родной) язык, русский язык. <...> Современная этноязыковая ситуация в Кабардино-Балкарской Республике представляет собой результат интенсивных межэтнических процессов прошедших лет. <...> За последнюю четверть века в Кабардино-Балкарии в рамках двух экспериментов, в основе которых лежали разные концептуальные установки, были предприняты попытки перевода начальной школы на обучение на родном языке. <...> В рамках первого эксперимента (в начале 1990-х гг.) в образовательных учреждениях с мононациональным контингентом были предусмотрены два способа функционирования родных языков: для дошкольных учреждений — как язык развития и воспитания детей; на этапе начального школьного образования — как язык обучения и в дальнейшем — как язык изучения. <...> В этот период создаются новые программы по кабардинскому языку и литературе, балкарскому языку и литературе для общеобразовательных школ республики. <...> Наряду с этим реализуется программа подготовки и переподготовки преподавателей кабардинского и балкарского языков и литератур, воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов, обучающих детей на родном ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ языке. <...> Несмотря на масштабность первого эксперимента, охватившего три школы в г. Нальчике и практически все сельские школы с мононациональным контингентом учащихся (всего 1138 учащихся 59 классов), эксперимент был свернут <...>