НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ Метафора как средство организации педагогического процесса В.Е.Пугач тивопоставить традиционной школьной педагогике, которую он называет понятийной, неклассическую педагогику метафор, отвечающую, по его мнению, особенностям мышления человека. <...> Педагогика, метафора, понятие, мышление, текст культуры, интериоризация, логика, индукция, дедукция, магия. Рedagogy, metaphor, concept, thinking, culture Опора на метафору в преподавании видится нам альтернативой традиционной (назовем ее понятийной) педагогике, основанной на заучивании терминов и их определений с целью применения этого «знания» в решении учебных задач. <...> В течение одиннадцати лет обучения на школьника «обрушивается» такое количество терминов (обозначающих по большей части чуждые, внутренне не нужные ему, а зачастую и бессодержательные понятия), которое в пять-семь раз превосходит его собственный активный словарь. <...> Наше уважение к абстрактному понятийному мышлению столь велико, что мы забываем о мышлении метафорическом, образном, без которого нельзя обойтись ни в быту, ни в искусстве, ни в науке. <...> Примечательно, что в самой этой небольшой фразе испанский философ использует три метаtext, internalization, logic, induction, deduction, magic. форы и два открытых сравнения — и это не считая того, что само греческое слово «метафора», буквально обозначающее «перенос», тоже использовано в привычно метафорическом значении. <...> Системная ошибка понятийной педагогики, на наш взгляд, состоит в том, что школьникам сообщается результат многотысячелетнего развития культуры, сведенный к понятиям, вместо того, чтобы предложить им самим пройти путь познания, где понятие — только конечный пункт. <...> 303], — так представлялись этапы развития мышления, а метафора в этой системе была передаточным звеном. <...> Следовательно, исходным пунктом развития мышления становится миф или ритуал, воплощающий в предметных (в случае с ритуалом — в том числе пластических) образах знание людей о мире. <...> Постепенно <...>