Кротов* К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ БЕРГСОНИЗМА: ИСТОЛКОВАНИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЖЮЛЕМ ЛАШЕЛЬЕ В статье рассматривается вопрос о степени влияния идей Ж. <...> Анализируются основные положения трактата Лашелье «Об основании индукции». <...> Выделяются общие черты и принципиальные различия концепций двух названных мыслителей. <...> Отмечаются тенденции мысли Лашелье, которые, по-видимому, предопределили бергсоновское восприятие философии как «серьезного занятия». <...> Ключевые слова: Лашелье, Бергсон, спиритуализм, механицизм, закон целевых причин, французская философия XIX в., проблема индукции. <...> To the question on the sources of Bergsonism: interpretation of metaphysical problems by Jules Lachelier’s The author considers the question of influence of Lachelier’s ideas on Bergson’s doctrine, analyzes the main provisions of Lachelier’s treatise “Du fondement de l’induction”, marks common features and vital differences in concepts of these two thinkers, notes tendencies of Lachelier’s doctrine which, apparently, predetermined Bergson’s perception of philosophy as “serious activity”. <...> Key words: Lachelier, Bergson, spiritualism, mechanism, law of target reasons, French philosophy of XIX century, problem of induction. <...> Следует ли рассматривать этот факт как своего рода выражение академической вежливости по отношению к старшему коллеге или же как нечто более значительное, указывающее на идейную близость двух мыслителей? <...> Но тогда в чем именно могла бы выражаться упомянутая идейная близость? <...> Насколько существенным следует считать влияние философии Лашелье на взгляды Бергсона? <...> Ответ на поставленные вопросы в немалой степени мог бы способствовать уточнению современных взглядов на характер развития философии XX столетия. <...> С идеями Лашелье Бергсон, по его собственному признанию, столкнулся, будучи учеником лицея. <...> В частной беседе, состоявшейся в Веве (сентябрь 1936 г.), Бергсон заметил, что в юности он отдавал явное предпочтение математике перед философией, которая «была чем-то слишком ораторским и слишком пустым» [J. <...> «Однажды, позднее, я открыл для себя <...>