Спорт, игры, головоломки ЕСТЬ ЛИ ПРЕДЕЛЫ У СКОРОСТИ СВЕТ КТ А? <...> Ремб рандт тоже не был чужд этому жанру, изобразив умудрённого знаниями человека, недовольного тем, что его оторвали от чте ния фолианта… © «А почему?», 2013 г. КАК удалось измерить скорость света? <...> 11 КАКИЕ экспонаты хранит музей Клюни в Париже? <...> Око ло 900 лет тому назад арабский учёный Авиценна выразил предположение, что, хотя скорость света и очень велика, она должна быть величиной конеч ной. <...> Первым измерить скорость света попытался Галилео Галилей, великий итальянский астро ном и философ конца XVI — начала XVII века. <...> На вершине одного из холмов Галилей по ставил своего ассистента из Флорентийской ака демии с большим фонарём в руках, на вершине другого встал сам с таким же фонарём. <...> Ассистен ту полагалось снять крышку со своего фонаря в тот момент, когда он увидит вспышку света фо 4 наря Галилея. <...> Учёный измерил про межуток времени между вспышкой своего фонаря и моментом, когда он увидел вспышку фонаря ассистента. <...> И опроверг собственную гипотезу, со гласившись с мнением, что свет рас пространяется мгновенно. <...> В 1676 году датский астроном Олаф Рёмер первым на плане те измерил скорость света! <...> Через 174 года после Рёмера, в 1849 году, французский физик Арман Ипполит Луи Физо сконструировал устройство для измере ния скорости света в земных условиях. <...> Физо направлял из источника световой луч в зер кало В, затем этот луч отражался на зеркало А. <...> Одно зеркало Физо установил в пригороде Парижа Сюрен, в доме своего отца, а дру гое — на Монмартре в Париже; расстояние между зеркалами составляло приблизительно 8,66 км. <...> У господина Ситроена давно готовы все чертежи. <...> Чу дотворная икона исцелила князя, и в знак благодарности именно на этом месте он ос новал Свенский монастырь. <...> Очень скромен на вид Свенский монастырь, зато своей историей богат. <...> Свенский монастырь — один из центров ду ховной культуры народа, архитектурная жемчужина — перестал <...>
А_почему?__№2_2013.pdf
Жизнь великого голландского
художника Рембрандта раздели
лась на две совершенно разных
части. Сначала его картины
пользовались огромным успехом,
он получал множество заказов
на портреты от жителей Ам
стердама, где жил и работал,
платили ему щедро. Рембрандт
построил для своей семьи вели
колепный особняк, собрал кол
лекции живописи, скульптуры,
оружия. А кроме портретов сво
их современников, в эти годы ху
дожник создал такие шедевры,
как «Даная», «Пир Валтасара»,
«Похищение Европы».
Всё изменилось после того, как
в 1642 году он написал «Ночной
дозор», где изображены вооружён
ные горожане, выходящие на ох
рану ночного покоя. Эта карти
на тоже была написана на за
каз, и каждый из заказчиков хо
тел видеть себя на переднем
плане, в одной шеренге с осталь
ными. А у Рембрандта картина
получилась полной движения,
коекто из персонажей даже те
ряется в ночном сумраке. Те,
чьих ожиданий он не оправдал,
стали высмеивать художника,
вскоре его картины перестали
покупать. Рембрандт начал бед
неть и, наконец, впал в полную
нищету. Зато теперь, когда вре
мя всё расставило по местам,
голландцы гордятся рембранд
товским гением и считают его
«Ночной дозор» одной из величай
ших картин мира.
А «Учёный в кабинете» создан
в «счастливый» период жизни
Рембрандта. Такие картины
часто писали художники, изоб
ражая людей за их профессио
нальными занятиями. Ремб
рандт тоже не был чужд этому
жанру, изобразив умудрённого
знаниями человека, недовольного
тем, что его оторвали от чте
ния фолианта…
© «А почему?», 2013 г.
КАК удалось
измерить
скорость
света?
Стр. 4
Школьник Тим и всезнайка
из компьютера Бит продолжают своё
путешествие в мир ПАМЯТНЫХ ДАТ.
Стр. 6
ПОЧЕМУ кремль
называется кремлём?
Стр. 11
КАКИЕ экспонаты хранит
музей Клюни в Париже?
Стр. 14
УМЕЮТ ли мыши…
петь, подобно птицам?
Стр. 23
КОГДА и где
появились первые
холодильники?
Стр. 24
А ещё в этом номере «100 тысяч «почему?»,
«Со всего света», «Игротека»
и многие другие наши рубрики.
Пять тысяч ГДЕ,
семь тысяч КАК,
сто тысяч ПОЧЕМУ!
Редьярд Киплинг
Допущено Министерством образования и науки
Российской Федерации
к использованию в учебновоспитательном процессе
различных образовательных учреждений
1
Стр.3